Ричард III. Злодей или жертва обстоятельств?


Биография короля Англии Ричарда III

Ричарда III (род. 2 октября 1452 г. - смерть 22 августа 1485 г.) Король Англии с 26 июня 1483 г. по 22 августа 1485 г.
Как историческая личность, король Англии Ричард III, чье правление продолжалось не больше 2-х лет, занимает в английской истории не столь уж важное место. Но благодаря таланту Томаса Мора и гению Уильяма Шекспира Ричард III стал воплощением демонического злодейства, хотя он был ничем не хуже большинства других монархов, да и прочих «выдающихся деятелей», у которых и жестокости, и вероломства было, наверное, побольше.
Начнем с Томаса Мора. Биографию Ричарда III (1452–1485), последнего из династии Йорков, Мор написал в 1513 г., основываясь при этом на рассказах своего друга и наставника архиепископа Кентерберийского Джона Мортона, активного участника Войны Алой и Белой розы. Сказать, что Мортон был беспристрастный историограф, никак нельзя. Будучи сторонником ланкастерской партии, он после перешел на сторону Эдуарда IV, а после его смерти был участником попытки клана Вудвиллов захватить власть. Когда же на престол взошел Ричард III, Мортон сбежал к его сопернику и претенденту на корону Генриху Тюдору, при котором получил пост лорд-канцлера и должность архиепископа Кентерберийского, а в завершение карьеры, по ходатайству Генриха, был возведен папой Александром VI Борджиа в сан кардинала.
Несомненно, Мортон изобразил Ричарда в самых черных тонах, каким и воспроизвел его Томас Мор в своей хронике «История Ричарда III». Правда, Мор преследовал и собственные цели, для него важным было осудить королевский произвол, жестокость и деспотизм, что можно было сделать на примере Ричарда III, признанного властью злодеем.

Другие историки эпохи Тюдоров, писавшие о Войне Алой и Белой розы, в особенности приглашенный Генрихом VII гуманист Полидор Вергилий, официальный историограф короля, столь же пристрастны в освещении истории Ричарда III («История Англии» Полидора Вергилия, начатая в 1506 году, была опубликована в 1534 году).
Как раз такими версиями и воспользовался Шекспир, писавший о деяниях Ричарда III, через более чем сто лет. В его изложении картина предстает следующей. После смерти Эдуарда IV в апреле 1483 г. королем был провозглашен его сын, малолетний Эдуард V, а регентом назначен брат Ричард, герцог Глостерский, впоследствии знаменитый Ричард III.
По описанию драматурга мрачная фигура хромого Ричарда предстает в образе коварного и зловещего убийцы, устраняющего одного за другим родственников, стоявших на пути к короне. Считалось, что именно по наущению Ричарда был убит в Тауэре Генрих VI, казнен взятый в плен его сын принц Эдуард, что по приказу Глостера умертвили его брата Джорджа, герцога Кларенского (по слухам, убийцы утопили его в бочке с вином). Этот горбатый уродливый человек прокладывал себе дорогу к трону, не брезгуя ни чем.
В первую очередь Ричард поспешил расправиться с родственниками королевы – Вудвиллами, которые могли оспаривать у него влияние на Эдуарда V. Брат королевы Энтони Вудвилл (граф Риверс), ее сын от первого брака лорд Грей и другие вельможи были схвачены и переданы в руки палача. Еще ранее Глостер женился на Анне Уорик, дочери убитого им или при его участии графа Уорика и невесты (у Шекспира – жены) принца Эдуарда, сына Генриха VI.
Сцена обольщения Глостером Анны у гроба короля Генриха VI принадлежит к числу наиболее известных мест в трагедиях Шекспира. В ней гениальному драматургу удалось показать всю силу безграничного вероломства и кошачьей изворотливости герцога Глостерского, который сумел привлечь на свою сторону женщину, страстно его ненавидевшую за преследование и убийства ее близких. Ричард предстает в этой сцене не просто злодеем, но человеком выдающегося ума, огромных способностей, служащих ему, чтобы творить зло.
Конечно, Ричард хорошо знал, что покойный Эдуард IV, прижив двух сыновей от законной жены Элизабет Вудвилл, до этого брака был помолвлен еще с двумя невестами, одна из которых была дочерью Людовика XI. Потому у него были все основания посчитать брак Эдуарда с Элизабет Вудвилл незаконным, что и было сделано в июле 1483 г., после того как на заседании Королевского совета епископ Батский провозгласил покойного короля двоеженцем, а его двух сыновей, в том числе и наследника Эдуарда V, – бастардами, то есть незаконнорожденными.
Эдуарда V лишили престола и вместе с младшим братом Ричардом посадили в Тауэр. Мальчиков после этого видели только несколько раз, и об их дальнейшей судьбе долго не было ничего известно. Но уже тогда ходили слухи, со временем подтвердившиеся, об умерщвлении принцев. Убийство детей считалось в особенности тяжким преступлением и в то суровое время.
В шекспировской хронике, когда Ричард предлагает осуществить его герцогу Бэкингему, даже этот верный сторонник кровавого короля отшатывается в ужасе. Правда, палач в скором времени нашелся – Ричарду представили сэра Джеймса Тирела, который в надежде на милость короля согласился исполнить его черный замысел. Слуги Тирела, Дайтон и Форрест, по словам их хозяина, «два стервеца, два кровожадных пса», задушили принцев.
Ричард, хотя и смущен совершенным злодеянием, все же упрямо идет к своей цели. Главное для него – не допустить к престолу Генриха Тюдора, который готовился во Франции к высадке на английскую землю, пытаясь привлечь на свою сторону всех недовольных правлением Ричарда со стороны представителей Йоркской партии.
Первая попытка Генриха высадиться в Англии осенью 1483 г. провалилась. А поднятое восстание против Ричарда потерпело полную неудачу. Флот Генриха разметало бурей, и монарх с трудом добрался до Бретани. В августе Генрих вновь высадился со своими сторонниками у себя на родине, в Уэльсе, и двинулся навстречу спешно собранной королевской армии.
Битва при Босворте была скоротечной. Водрузив корону поверх шлема, Ричард III самолично ринулся в схватку. Коня под ним убили железной стрелой из арбалета (именно основываясь на этом эпизоде и родилась знаменитая шекспировская строчка в трагедии «Ричард III» – «Коня! Коня! Полцарства за коня!»). Одержимый стремлением вступить в рыцарский поединок с Генрихом, Ричард потерял осторожность, оторвался от своих и оказался окруженным врагами.
Один из оруженосцев Тюдора нанес ему сзади и слева страшный удар боевым топором в плечо. Он оказался до такой степени сильным, что король Ричард был разрублен чуть ли не до седла, его шлем был смят в лепешку, а золотая корона отлетела в кусты.
Подобрав символ власти, Генрих Тюдор под приветственные крики тут же и короновал сам себя. А обнаженное тело Ричарда III перебросили через спину лошади. Длинные волосы бывшего монарха подметали дорожную пыль. В таком виде труп был доставлен в Лондон. Династия Йорков прекратила свое существование!
Такова общая картина драмы, какой она представлялась Шекспиру на основании указанных выше источников. Ее исторический фон вполне можно считать достоверным. Другой вопрос – оценка самого Ричарда III и степень ответственности за приписываемые ему преступления. Здесь важно отметить, что после изложенных драматургом событий на протяжении более 100 лет престол находился в руках победителя Ричарда Генриха Тюдора (впоследствии короля Генриха VII) и его потомков.
Во время написания трагедии на троне царствовала внучка Генриха VII, королева Елизавета I. И это обстоятельство, вне всякого сомнения, предопределяло отношение любого писателя того времени к фигуре Ричарда III, от которого Англию «спас» основатель новой династии Тюдоров.
Но именно с эпохи Елизаветы I стали появляться историки, называвшие себя «защитниками самого очерненного короля», всячески оспаривая свидетельства хронистов династии Тюдоров в отношении того, действительно ли Ричард был таким жутким тираном, каким его изобразил гениальный драматург. В частности, под сомнением оказался факт убийства Ричардом в мае 1483 г. собственных племянников, малолетних принцев – Эдуарда V и Ричарда.
Историкам так и не удалось окончательно установить вину или невиновность Ричарда, но не подлежит сомнению, что как сам характер монарха, так и прочие преступления, приписываемые ему в пьесе, представляют из себя яркую художественную инсценировку тюдоровских искажений и измышлений.
Вопреки Шекспиру, Ричард не был «горбатой гадиной», сухоруким и колченогим. Он был привлекательным, хотя и довольно хрупкого сложения принцем, который слыл ведущим полководцем в королевстве, так что его можно назвать самым удачливым, после брата Эдуарда IV, воителем Европы того времени.
В годы правления Эдуарда IV он вовсе не пускался в злодеяния и заговоры, а был верный и неизменно преданный помощник брата во всех его делах. В годы поражений и побед (1469–1471), когда Эдуарду в конце концов удалось сокрушить коалицию Йорков и Ланкастеров, Ричард, герцог Глостер, констебль и адмирал Англии, лорд Севера, был главной опорой брата. Следует отметить его успехи в деле управления севером Англии и победы, одержанные над шотландцами (1480–1482).
Для того чтобы восстановить подлинную картину тех драматических событий, ученые неоднократно обращались к документам, относящимся ко временам правления Эдуарда IV и в особенности самого Ричарда III, изданным при Ричарде законам, королевским распоряжениям, донесениям дипломатов и другим немногочисленным материалам, которые не были уничтожены победившими Тюдорами.
В частности, в документах, относящихся ко времени, предшествующему битве при Босворте, нет никаких упоминаний о физических недостатках «горбуна» Ричарда, которые в тюдоровский век выдавали за внешнее проявление дьявольской натуры последнего короля Йоркской династии! Они рисуют Ричарда способным администратором, неизменно сохранявшим верность Эдуарду IV, даже когда ему изменил другой брат монарха – герцог Кларенс. Все его действия не обнаруживают ни особого пристрастия к интриге, ни жестокости, которая отличала бы его от других главных участников Войны Алой и Белой розы.
Что до убийства принцев, то эту легенду некоторые исследователи называют самым известным детективом в английской истории. Как это ни удивительно, но версия об убийстве Ричардом его племянников, рассказанная Шекспиром, принимавшаяся за истину миллионами зрителей и читателей его драматических хроник, повторявшаяся в течении веков в сотнях исторических книг, базируется на довольно шаткой основе.
Конечно, участники тайного злодеяния, заботясь о своих интересах, а не об удобствах будущих историков, по самой логике вещей не должны были оставлять таких следов, которые можно было бы счесть за несомненные доказательства вины герцога Глостера. Трудно предположить, чтобы он отдавал своим шпионам письменные распоряжения об убийстве племянников, а те представляли верноподданнические, тоже письменные, отчеты о совершенном преступлении. А если и существовали подобного рода документы, восходившие ко времени убийства и к непосредственным его участникам, то у них было очень мало шансов осесть в государственных и частных архивах и сохраниться до тех дней, когда историки начали разыскивать следы былой трагедии.
Интересен и другой факт. В 1674 г. при ремонте одного из помещений Белого Тауэра (здания внутри крепости) рабочие обнаружили под лестницей два скелета, которые предположительно могли быть останками Эдуарда V и его брата. Их предали захоронению в Вестминстерском аббатстве, издавна служившем усыпальницей королей Англии.
1933 год - останки извлекли и подвергли серьезному медицинскому обследованию. Вывод гласил, что кости принадлежат подросткам, одному из которых 12–13 лет, а другому – 10. Приблизительно столько же лет было принцам в 1483–1484 годах. Но утверждение медиков, что обнаружены следы насильственной смерти от удушья, оспаривалось как недоказуемое – на основании сохранившейся части скелетов.
Некоторые эксперты предположили, что старший из подростков был моложе Эдуарда V. Выражалось даже сомнение в том, что скелеты принадлежат детям мужского пола. Как бы то ни было, экспертиза не установила главного – возраста этих останков (это, кстати, сложно определить даже сейчас). В одном можно согласиться с выводами комиссии – если два обнаруженных скелета – дети Эдуарда IV, то они в действительности были убиты весной 1483 г., то есть в начале правления Ричарда III или через несколько месяцев. Но это «если» сводит на нет доказательную силу вывода.
Такова основная версия загадки Ричарда III, на основе которой Шекспир написал свое произведение. Насколько она верна, сказать трудно, потому, как мы видим, существует много неточностей, что свидетельствует об одном: пока не установлено, что найденные останки точно принадлежат принцам, сделать окончательное заключение невозможно. Только время может показать, что скрывается за «тайной» личности Ричарда III и возможно ли вообще ее разгадать.
Скорей всего, правду уже не узнать ни нам, ни нашим потомкам, несмотря на верность старой английской пословицы, которая гласит: «Правда – дочь времени». Но известно другое – иные легенды на удивление живучи, и не так-то просто истребить их из человеческой памяти, какие бы доказательства ни появились в ходе дальнейших исторических исследований судьбы одного из самых загадочных английских королей.





М.Згурская
ред. shtorm777.ru

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни