Мавзолей в Галикарнасе. История возведения. Описание

Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе — надгробный памятник правителя Карии - Мавсола, был построен в середине IV столетия до н. э. по приказанию его жены Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 столетий. А в XIII столетии он рухнул в следствии сильного землетрясения.
Кария — древнее государство на юго-востоке современной Анатолии (Турция). 546 год - до н. э. - Кария была завоевана персами, а через 150 лет они допустили до управления этой сатрапией местную знать. Первым правителем Карии стал Гекатомн, сын Гиссалдома. Он был страстный поклонник всего греческого, и при нем в Карию, прежде всего в искусство, начали проникать эллинские традиции. Карийские правители были очень богатыми и приглашали самых лучших греческих архитекторов и скульпторов для украшения своей столицы Галикарнаса.
У Гекатомна было 5 детей — сыновья Мавсол, Идрей и Пиксодар и дочери — Артемисия и Ада. Дочерей по карийской традиции выдали замуж за своих братьев. В древнем мире такое кровосмешение бывало в обычае: считали, что оно способствует укреплению династии. Хотя в случае Мавсола и Артемисии это не оправдалось — детей у них не было.

А вот государство при Мавсоле (377–352 г. до н. э.) процветало. Мавсол был талантливый дипломат и военачальник, умевший прекрасно использовать наемный флот и армию. Он практически смог добиться независимости Галикарнаса от персов и захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Кроме этого, Мавсол был жестокий правитель и умел выжимать все соки из подвластных ему народов. В своих владениях он вводил налог за налогом, извлекая доход буквально из всего, даже с погребений или волос. Богатства его были огромными. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.
После того как Мавсолумер, трон заняла его жена Артемисия II. Она царствовала до 348 г. до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем муже, не забывала и о своих обязанностях правительницы. Римский архитектор Витрувий писал о том, как Артемисия возглавила разгром флота родосцев, которые возжелали захватить Карию после смерти Мавсола. Артемисия приказала своему флоту спрятаться в гавани, а жителям Галикарнаса занять крепостные стены. Обещанием сдать город правительница смогла заманить родосцев в ловушку, а сама неожиданно вышла из гавани со своим флотом и напала на них. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади Галикарнаса.
Родосские корабли Артемисия использовала для того что бы напасть на Родос, пересадив на них своих воинов. Жители острова увидали свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что они возвращаются с победой. Суда вошли в гавань, и Артемисия захватила остров, отдав приказ казнить его правителей, а в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Скульптуры изображали, как Артемисия выжигает знак рабства на теле Родоса. Говорят, что родосцы, из религиозных соображений не разрушившие памятник, впоследствии обнесли это место стеной и приставили стражу, чтобы никто его не мог увидеть.
Однако не военными победами Галикарнас вошел в историю. Мавзолей стал свидетельством любви Мавсола и Артемисии. Римские историки Плиний и Гелий написали, что, когда Мавсол умер, Артемисия захотела сама стать живым памятником любимому. Она повелела сжечь его тело, превратить его кости в прах, смешать его с благовониями и, добавив воды, выпила. Но Артемисия этим не ограничилась: она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, которую стали считать одним из чудес света, — Мавзолей в Галикарнасе.
Галикарнасский мавзолей удивлял в первую очередь своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из проконнесского мрамора. (В действительности он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича.) Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.
Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9x42,3x11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались скульптуры. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом столетии при раскопках, подтверждают сообщения древних писателей о том, что эти скульптуры создавали великие мастера. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.
Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. Со слов Витрувия, художники соревновались между собой, чтобы им было позволено украсить Мавзолей.
Каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, Тимофей.
Скопасу, который славился тем, что мог передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека, досталась восточная часть Галикарнасского Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась.
 
                                                                   Развалины мавзолея в Галикарнасе

По античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея — Пифий, а по мнению современных исследователей — Бриаксис.
На втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Вокруг гробницы были расположены статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей задумывался не просто как усыпальница, но как храм, в котором Мавсолу должны были оказывать «божественные» почести.
Место для Мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. Начиналась она в котловине у самого моря, шла вдоль гавани и связывала восточные и западные ворота города. По замыслу архитекторов, гробница царя Мавсола, как наиболее богатое и знаменитое сооружение Галикарнаса, должна была находиться в центре города и являться основным его украшением.
Артемисия умерла еще до того, как скульптурные украшения Мавзолея были закончены. Правда, некоторые из ученых полагают, что Мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемисия только завершила его. Ведь строительство такого величественного сооружения должно было занять несколько лет, а Артемисия умерла спустя 2 года после Мавсола. Кроме этого, ей пришлось воевать. Вряд ли у нее были время и средства затевать грандиозное строительство в такое сложное время. Но так это или нет, доподлинно не известно.
Копии и подражания Мавзолею в Галикарнасе строились по всему античному миру, но они были в меньшей степени удачными. Гигантская усыпальница стала до такой степени знаменитой, что римляне начали называть мавзолеями все крупные сооружения такого рода. Мавзолей простоял 19 столетий. Даже землетрясение XIII века только незначительно повредило гробницу царя. О том, как Мавзолей в Галикарнасе погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где сказано о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
1522 год - когда султан Сулейман готовился напасть на родосцев, великий магистр ордена послал рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину, как тогда именовался Галикарнас, рыцари принялись за укрепление крепости Святого Петра. Для этого они использовали мраморные плиты и глыбы, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани.
 
                                                                      Статуи Мавсола и Артемисии

Снимая плиту за плитой, они добрались до прекрасного четырехугольного зала, украшенного мраморными колоннами, карнизами и разными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены мраморными украшениями, по стенам и на потолке виднелись рельефы, изображавшие разные сцены и даже целые сражения.
Налюбовавшись всей этой красотой, рыцари, тем не менее, использовали этот материал так же, как и наружный. После они обнаружили еще один зал, поменьше. В нем находился четырехугольный мраморный надгробный памятник и урна. Этот памятник был так искусно сделан, что казался живым. Завороженные рыцари не успели к нему приблизиться, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидали, что памятник исчез, погребальная урна была открыта и только на земле были разбросаны кусочки золота и парчи.
Первым исследователем Мавзолея стал английский вице-консул в Турции сэр Чарльз Томас Ньютон. Он был археологом-любителем и занимался раскопками в свободное от дипломатической деятельности время. До него дошли слухи о том, как красивы и необычны были мраморные плиты стен турецкой крепости Будрун, где когда-то находилась построенная рыцарями-иоаннитами крепость Святого Петра.
Ньютон прибыл в Будрун и стал искать то место, откуда рыцари брали строительный материал. Оно должно было находиться неподалеку от крепости, иначе бы иоаннитам не было смысла брать оттуда мраморные плиты. Так Ньютон отыскал обломки Мавзолея, а под слоем земли и мусора — бесценные мраморные плиты с барельефами работы Скопаса.
Когда раскопки подходили к концу, обнаружили самое главное — расколотые на много частей двухметровые статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие прежде в колеснице, и мраморную лошадиную голову, длиной около метра, с позолоченной уздечкой и подвесками.
Голова была целой, но сама форма ее была деформирована — она была неестественно вытянутой. Если учесть, что древние греки были непревзойденными мастерами в достоверном изображении натуры, то странная форма лошадиной головы была попросту загадкой. Разглядывая ее, Ньютон догадался, чем объяснялась несоразмерность: лошади, запряженные в колесницу карийских правителей, стояли на 60-ти метровой высоте. На них смотрели издали и снизу, а для того чтобы глаз воспринимал статуи без искажений, их необходимо было исказить преднамеренно. Скульптор рассчитал зрительное искажение и компенсировал его. Все эти детали Мавзолея сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.
А не так давно, летом 2010 г. в Турции была обнаружена могила отца Мавсола, правителя Карии Гекатомна. На его саркофаге сохранились изображения и самого царя, и его старшего сына Мавсола, и дочери Артемисии, чьей любви мир обязан одним из чудес света.







А.Ермановская
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни