Храм Артемиды в Эфесе. История возведения. Описание
Храм Артемиды Эфесской
Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), являлся одним из наиболее прославленных центров паломничества античного мира.Артемиду с давних времен почитали в городах Малой Азии, как богиню плодородия. Потому малоазиатская Артемида несколько отличалась от греческой (богини охоты) и называлась Артемидой Эфесской. В честь нее в календаре ряда греческих городов один из месяцев назывался Артемисионом. В Эфесе в этот месяц устраивали пышные празднества в честь рождения богини.
По легенде, древний храм Артемиды был возведен легендарными амазонками, которые считаются также и основательницами города. В VI столетии до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.
Сооружение храма поручили архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены неподалеку от Эфеса.
Витрувий рассказывал об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, произошло так, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, согласно легенде, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».
Храм предполагалось возвести возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Такой выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто происходящих в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона вырыли котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Потом стали закладывать фундамент.
По преданию, возведение Артемисиона длилось на протяжении 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон скончался, когда работы были в самом разгаре. Какую именно часть построили при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов по этому поводу противоречивы. Ученые сходятся только в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.
Постройку верхней части храма Артемиды в Эфесе продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных раньше приемов. Метаген тоже не дожил до завершения грандиозного объекта. Заканчивали возведение храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.
356 год до н. э. - некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив основную святыню Малой Азии. Он поджег здание. Храм был сильно поврежден. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды в Эфесе, родился Александр Македонский.
Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата.
Писатели не должны были упоминать о нем даже во время рассказа о пожаре в храме. Этим они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой следует гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-то неблаговидного поступка.
Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили собрать средства на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.
Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами.
Храм облицовывали изнутри мраморными плитами, кровлю тоже покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которую вырезали из дерева и украсили большим количеством драгоценностей. В отделке храма участвовали известные скульпторы и живописцы. Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь. Известные художники той эпохи дарили храму свои картины, к примеру уроженец Эфеса Апеллес.
Храм Артемиды Эфесской стал одним из знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него. Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским мастером Ройком, который, как свидетельствуют древние авторы, первым изобрел способ отливки скульптур из меди.
Артемисион был не просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был своеобразной кассой взаимопомощи и банком. Там хранили свои деньги и люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. К примеру, известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию оставил жрецам на хранение большую сумму денег. В период его отсутствия жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным. В случае его смерти все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.
Во II столетии до н. э. в Малой Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.
Он стал резиденцией римского проконсула, и потому на его благоустройство выделялись значительные средства. Продолжал богатеть и Артемисион. Во-первых, крупную сумму ему выделяли городские власти. Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов. Живший во II столетии н. э. писатель Дион Хризостом написал: «У эфесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям. Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, но как правило их дают взаймы эфесцам под заемные письма».
Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, преподносимые богине благочестивыми гражданами. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особенной благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.
На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, пожертвовавшему храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников они под охраной переправлялись в театр и устанавливались на постаменте.
Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни одного государственного преступника или беглого раба не могли схватить на территории храма. Считали, что он находится под защитой самой богини Артемиды.
В III столетии н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. 263 год - Эфес захватили готы, святилище Артемиды разграбили. С утверждением христианства храм языческой богини начал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона начали использовать при строительстве разных сооружений. А после на месте храма была возведена христианская церковь, которая также в скором времени была разрушена.
Сильней всего здание храма пострадало от того, что было возведено на болотистой почве. С течением времени остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, суда перестали приставать к пристани. 1426 год - его захватили турки, и на месте древнего города появилась небольшая турецкая деревня.
Только со второй половины XIX столетия началось серьезное изучение этих мест археологами. В течении почти семи лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это время археологи сделали множество находок. Обнаружили эфесский театр, рассчитанный на 24 000 зрителей, библиотеку и много других величественных сооружений. А в канун 1870 г. под 60-ти метровым слоем ила археологи нашли следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.
Раскопки проводились под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Выяснили, что храм представлял из себя прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по как видно, располагался или жертвенник, или сама статуя Артемиды. 1903 год - англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, нашел брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.
Археологи обнаружили обломки колонн с рельефами, хранящиеся теперь в Британском музее. Полностью вскрыли фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по обнаруженной в середине XX столетия копии. Мы можем только предполагать, как в действительности выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.
Л.Антонова
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий