Ютландское сражение. Причины. Ход. Последствия
История Ютландского морского сражения (1916)
Ютландское сражение (31 мая — 1 июня 1916 г.) — крупнейшее морское сражение произошедшее в Северном море в Первую мировую войну, где британский и немецкий флоты сошлись в генеральном сражении.Самое крупное морское сражение
Великие битвы Первой мировой войны, унесшие миллионы человеческих жизней, происходили на суше. Марна, Верден, Брусиловский прорыв определяли судьбу этой войны. Однако в истории Первой мировой есть одно сражение, которое стоит особняком. Это Ютландское морское сражение, обычно кратко именуемое Ютландским боем. Это единственное большое сражение флотов в годы войны; больше того, оно было и остается самым крупным морским сражением в мировой истории.Вместе с тем Ютландское сражение и само по себе имело немалое значение и серьезно повлияло на ход войны. Так, его следствием стала объявленная Германией в начале 1917 г. неограниченная подводная война, что, в свою очередь, привело к вступлению в войну США. Последствия этого известны.
Предыстория
В начале войны британский флот заблокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия. Основные военные действия на море состояли в попытках германского флота прорвать блокаду, а английского – помешать этому прорыву. В 1916 г. германский флот попытался прорвать блокаду основными силами, что и привело к его столкновению с основными силами британского флота вблизи полуострова Ютландия.План войны на море
Замысел командующего германским Флотом открытого моря адмирала Шеера, исходивший из плана войны на море, был в том, чтобы демонстративными действиями линейных крейсеров в проливе Скагеррак вызвать выход в море одного из крупных соединений кораблей английского флота, а потом перехватить и уничтожить его главными силами. Что бы избежать встречи со всем английским флотом у его баз на позициях были заранее развернуты 22 немецкие подводные лодки с задачей разведки и ослабления противника при выходе его кораблей из баз.Но немецкие подлодки не смогли выполнить свою задачу. 30 мая командованию англичан стало известно из перехваченных радиограмм о готовящемся выходе в море германского флота. Это дало возможность командующему английским Гранд-Флитом адмиралу Джеллико принять необходимые контрмеры. По его плану, главные силы английского флота должны были выйти в пролив Скагеррак навстречу неприятелю и уничтожить его в генеральном сражении.
1) Адмирал Рейнхард Шеер; 2) Адмирал Джон Рашоурт Джеллико
Соотношение сил
Английский флот насчитывал 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 легких крейсеров и 79 эсминцев; германский – 22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 61 эсминец. У англичан было значительное превосходство в силах. Вес бортового залпа их кораблей был почти в 2,5 раза больше, чем у немецких кораблей. Английские линкоры также превосходили линкоры немцев в скорости, но уступали им по бронированию и живучести.Ход сражения
Германский флот начал развертывание на рассвете 31 мая. Первым в море вышло авангардное соединение адмирала Хиппера, которое состояло из линейных крейсеров, которые шли в охранении легких крейсеров и эскадренных миноносцев. За ним на расстоянии 50-ти миль шли основные силы германского флота. Соединение Хиппера должно было до наступления темноты показаться у берегов Южной Норвегии, после чего на протяжении ночи крейсировать в Скагерраке и к полудню на следующий день присоединиться к основным силам. Но около 14 часов корабли Хиппера увидали перед собой авангард английского флота.Ютландское морское сражение началось в 14 ч 30 мин. 31 мая боем авангардов линейных крейсеров, в ходе которого немцы смогли потопить 2 линейных крейсера, которые взорвались и затонули – в основном, из-за недостаточной защиты боевых погребов и небрежного обращения команды с кордитом. Немцы также смогли навести английский авангард на свои основные силы. Из-за отсутствия разведки командующие флотами не знали действительной обстановки.
Основной этап боя
Английский авангард, оказавшись перед основными силами германского флота, начал отход, а германский флот, преследуя его, не знал о нахождении в море всего английского флота, и в скором времени оказался перед его главными силами. Основной этап боя начался в 15 ч 48 мин. на дистанции около 80-ти кабельтовых. Противники открыли огонь почти одновременно. Но в английской эскадре под командованием Битти из-за плохо организованной связи при распределении целей между кораблями произошла путаница, в результате чего германский крейсер «Дерфлингер» оказался вне обстрела и мог безнаказанно вести огонь по английским кораблям.Положение англичан было осложнено еще и тем, что, неверно определив начальную дистанцию боя, они в течении долгого времени не могли пристреляться, и первые их снаряды ложились с большими перелетами. Германские корабли, находившиеся в более выгодном положении, довольно быстро смогли пристреляться. Это привело к тому, что на первом этапе потери англичан были куда более серьезными.
Отход эскадры. Преследование
В скором времени в сражение вступили и германские линкоры главных сил, и Битти начал отвод эскадры. Хиппер, даже не став дожидаться соединения с основными силами, бросается в погоню. Битти, однако, смог оторваться. Между тем, основные силы двух могучих флотов, едва ли догадываясь об этом, приближались друг к другу. Шеер вообще не предполагал, что весь Гранд-Флит вышел в море. К столкновению со всем английским флотом немцы, конечно, не были готовы.Преследуя отходившее на север соединение Битти, германский Флот открытого моря в 18 ч 20 мин. пришел в боевое соприкосновение с основными силами английского флота. Англичане открыли интенсивный огонь с дистанции 60 – 65 кабельтовых. Только оказавшись под огнем Гранд-Флита, адмирал Шеер понял, что он вступил в бой с главными силами противника.
Выход германского флота из боя
Ввиду явного превосходства англичан в силах адмирал Шеер отказался от боя и в 18 ч 35 мин. поворотом на 180º вышел из боя и направился на юго-запад. Поворот германских линкоров и выход их из боя прикрывался дымовой завесой. К исходу 31 мая германский флот смог оторваться от противника. Последующий ночной бой между флотами уже носил характер случайных и неорганизованных стычек отдельных кораблей.Потери
Потери в Ютландском бою составили у англичан 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, около 6800 человек убитыми, ранеными и пленными, немцы потеряли 1 линейный крейсер, 1 устаревший линкор, 4 легких крейсера и 5 эсминцев, около 3100 человек было убито и ранено.Последствия. Итоги. Анализ
В Ютландском морском сражении флоты обеих сторон не решили своих задач. Но Англия смогла сохранить за собой господствующее положение на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия. Тем не менее обе стороны объявили происшедшее своей собственной победой: Германия – в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания – в связи с явной неспособностью германского флота прорвать британскую блокаду. В целом, это сражение ухудшило положение Германии. Стало очевидным, что в открытых морских сражениях германский флот не может на равных соперничать с английским. Больше Флот открытого моря участия в военных действиях фактически не принимал.Противники придерживались устаревшей линейной тактики. Громоздкие кильватерные колонны оказались неудобными для ведения боя, они затрудняли массированное использование огневых средств и сковывали инициативу командующих эскадрами. Сражение показало возросшую роль в бою легких сил, но они не имели должной организации взаимодействия. Впервые получили широкое применение дневные торпедные атаки, но производились они одиночными торпедами, с больших дистанций, без поддержки атакующих кораблей другими силами и были малоэффективными. Это сражение показало большую зависимость течения и исхода боевых действий флота от состояния разведки, гибкости и твердости управления главными силами флота. Оно ознаменовало также окончательный крах идеи «генерального морского сражения» как главного способа достижения цели вооруженной борьбы на море.
А.Доманин
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий