Понтий Пилат. Биография. Кем был прокуратор
Кто такой Понтий Пилат
Понтий Пилат (Pontius Pilatus) - римский пятый наместник Иудеи ("правитель", "игемон", έπιτρόπος) в 26-36 н. э. при римском императоре Тиберии. Тацит называет его прокуратором Иудеи. Согласно свидетельствам Филона Александрийского, правление Понтия Пилата было крайне жестким, коррумпированным, и отличалось, массовым насилием и казнями без суда. Провокационные действия прокуратора оскорблявшие религиозные верования иудеев, поборы и налоговый гнет вызывали народные восстания, жестоко им подавлявшиеся.Пилат был назначен наместником в Иудею Тиберием в 26 году н. э. С ним приехала супруга Клавдия Прокула (незаконная дочь Клавдия и внучка императора Августа). Ко времени его прокураторства, продолжавшегося около 10-ти лет, относятся основные евангельские события: выступление Иоанна Крестителя с проповедью и вся общественная деятельность Иисуса Христа.
Абсолютный злодей
О Понтии Пилате известно крайне мало. Самнитское по происхождению, родовое имя Понтий, показывает на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Иудейскими авторами Иосифом Флавием и Филоном Александрийским он описывается как алчный и жестокий человек, правление которого было ознаменовано рядом конфликтов между римлянами, с одной стороны, и иудеями и самаритянами - с другой. На зверства прокуратора пожаловался римскому императору иудейский царь Агриппа I. Наместник был отстранен от должности и отправлен в Рим. Исторически достоверных сведений о его дальнейшей судьбе нет. Согласно Евсевию Кесарийскому, Пилата сослали в Галлию, где в 39 г. он покончил жизнь самоубийством.Жертва обстоятельств
В Новом Завете прокуратор Понтий Пилат упоминается прежде всего в рассказе о суде и казни Иисуса Христа. В третьем и четвертом Евангелиях – от Луки и Иоанна – Пилат все время говорит о невиновности Иисуса, отступая лишь под давлением первосвященников и толпы, отдал его на распятие: «взял воды и умыл руки перед народом» (Мф. 27:24), прибегнув таким образом к старинному иудейскому обычаю, символизировавшему невиновность в пролитии крови (отсюда пошло выражение «умыть руки»). У римского историка Тацита есть упоминание, что именно Понтий Пилат казнил Иисуса Христа («Анналы», 15:44; некоторые из современных исследователей считают это место поздней вставкой).Историческое подтверждение существования Пилата
До 1961 года существовали только литературные источники, с упоминанием Пилата. Но вот два археолога из Италии начали раскопки в средиземноморском порту Кесарии, который некогда был столицей римского наместника в Палестине. И вот среди других находок они нашли камень размером примерно 70 х 100 см с латинской надписью. Антонио Фрова расшифровал ее и к собственному удивлению прочел: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Это была первая находка, подтверждавшая историческое существование Пилата.Пилат верующий христианин
Раннехристианские авторы II столетия утверждают, что в действительности Пилат считал Христа Царем Иудейским, а сам был верующий христианин. Такую версию подтверждает тот факт, что сделанная по велению прокуратора надпись на доске, прикрепленная к распятию, гласила: “Иисус из Назарета, Царь Иудейский”. Так он вступил в конфликт с первосвященниками, требовавшими, чтобы на доске было написано несколько иное, а именно – вина Иисуса: “Человек, который считал себя Царем Иудейским”.Существует фрагмент коптского папируса, который сейчас хранится в Оксфорде, где сказано, что пятый прокуратор Понтий Пилат верил в Бога, которого предал Распятию. Кстати, в Коптской и Эфиопской Церквах Пилата причислили к лику святых как мученика, умершего за веру. И день святого Пилата отмечается 25 июня.
В христианской традиции Пилата изображают как справедливого, но слабого правителя, ставший «орудием» в руках иудейской храмовой знати. Согласно Тертуллиану, Пилат обратился в христианство и проповедовал императору Тиберию; блаженный Августин считал его равным евангельским волхвам. Образ прокуратора, умывающего руки после суда над Христом, встречается на ряде христианских саркофагов IV столетия.
Пилат язычник
Пилат был язычником и, когда услыхал от Христа о Его божественном достоинстве, был в замешательстве от того, что Иисус мог быть полубогом (человек, рожденным от любви божества и человека). Выступала против казни и супруга прокуратора. Желая «подстраховать» себя, чиновник решил ограничиться бичеванием Осужденного. Однако иудейские старейшины пригрозили прокуратору жалобой императору в случае, не утверждения им смертного приговора.Как результат карьерные соображения перевесили страх перед «местным Божеством» и им был вынесен смертный приговор Спасителю. После вынесения приговора, он выбрал из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд (вымыть руки) для собственной защиты.
Явление прокуратора после смерти
Судьба Понтия Пилата сделалась предметом различных легенд, из которых одна приводит в связь с его бедственной судьбой швейцарский городок Хергисвиль, на берегу известного и любимого туристами и самими швейцарцами Фирвальдштетского (или Люцернского) озера, где он будто бы и по сей день каждый год появляется в великую пятницу и умывает себе руки, напрасно пытаясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении (статья: "Путь проклятого Понтия Пилата после смерти").Свидетельство воскресения Иисуса Христа
Грек Гермидий - официальный биограф правителя Иудеи, составил жизнеописание Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, в них содержится много верных данных по истории Палестины, Рима и Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-то впечатлениям, удивляться, увлекаться. Показания Гермидия ценны еще и потому, что он, по его же свидетельству, сначала был настроен против Христа и уговаривал супругу наместника не удерживать мужа от вынесения смертного приговора Спасителю. До самого распятия он считал что Христос обманщик.Но вот что он написал о Пилате: «Незадолго до распятия Христа в Иудее должны были чеканить монеты с большим изображением кесаря (Тиберия) с одной стороны и с небольшим изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена чиновника послала к нему людей, через которых пыталась убедить супруга не выносить смертный приговор Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: «Чем ты сможешь искупить свою вину, если осужденный тобой в действительности Сын Божий, а не преступник?
Наместник ответил ей: Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, - это запрещу чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». (Следует заметить, что быть изображенным на монетах у римлян считалось очень высокой честью.) Самое поразительное, говорится у биографа Гермидия, что прокуратор свое обещание сдержал. Убедившись, что Иисус Христос воскрес, он в действительности запретил изображать себя на монетах.
Можно было бы и с недоверием отнестись к сообщению биографа, однако его полностью подтверждает современная нумизматика. Монеты в Иерусалиме с того времени начали чеканить лишь с изображением кесаря, без изображений Пилата. Таким образом римский проконсул стал непосредственным историческим свидетелем воскресения Иисуса Христа.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий