Мясной бор (Долина Смерти). Бои. Потери. Рассказы
Мясной Бор - русская Долина Смерти
Мясной бор — это имя небольшой деревушки в России, в Новгородской области, возле которой во времена Второй мировой войны произошла самая настоящая бойня. Там, на узком небольшом пространстве, разыгрались ожесточенные сражения, погибли десятки тысяч русских, немецких и испанских солдат.Прорыв стоил таких жертв, что с марта 1942 года небольшую полосу истерзанного леса и болот к западу от деревни Мясной Бор начали называть “Долина смерти”.
Из истории
Как появилось название Мясной бор
Назвали деревню Мясной Бор в далекие времена, а не после войны, как думают многие. Как рассказывают, там на протяжении нескольких десятков лет находилась крупная мясобойня – валили скот (и деревня изначально называлась «Мясной Бой»).О, таком, не очень привлекательном для постороннего уха звучащем названии населенного пункта местные жители не слишком задумывались. Рассказывали, что примерно в 1915 году один местный старик (считался деревенским сумасшедшим) не раз повторял: мол, это название в скором времени себя оправдает. И множество крови будет пролито на эту землю, и последующие поколения станут думать, что места эти названы так не из-за мясобойни, а вовсе по другой причине.
Предыстория. Ход боев
Изначально, как только Ленинград был взят в блокадное кольцо, было предпринято огромное количество шагов для освобождения города от вражеской осады. 1942 год, январь - войска Волховского фронта начали свое наступление. С наибольшим успехом действовала 2-я ударная армия.Так, стараясь пробиться к окруженному городу на Неве, Красная армия смогла прорвать оборону немцев возле Мясного Бора. 17 января в эту узкую брешь, ширина которого колебалась от 300 метров до 3-4 км, в направлении важного стратегического пункта — Любани и двинулась 2-я ударная армия. К моменту наступления силы были неравными. Каждый метр давался ценой больших потерь.
Наступление Второй Ударной Армии было приостановлено так как немцам удалось перебросить к Любани еще две дивизии. Ширина прорыва под неприятельским натиском уменьшилась до 4 км. К железной дороге Любан - Чудово враги стянули шесть свежих дивизий. Атаки советских войск отбрасывались шквальным огнем противника, подавить который артиллерии не удавалось. Наступившая весенняя распутица быстро смогла нарушить снабжение армии. Отводить войска было запрещено Ставкой. Оставалось обороняться.
Вражеские войска стремясь закрыть горловину прорыва, стянул свежие силы, 19 марта дорога к Мясному Бору была перекрыта. Доставка продовольствия и боеприпасов войскам Второй Ударной армии вовсе прекратилась. Артиллерийский и минометный огонь, враг непрестанно вел по месту прорыва.
На помощь находящимся в окружении был отправлен отличившийся в боях под Москвой командарм и кавалер орденов Ленина генерал Власов. Ко времени его прибытия лесной массив превратился в месиво. Власов понимал: необходимо немедля любой ценой выбираться из наглухо затянутого мешка. Но как, ведь Сталин запретил отход. Стараясь выбраться из пекла, наши солдаты неимоверными усилиями смогли пробить коридор 700 м в деревню Мясной Бор.
В окружении оказались 8 дивизий и 6 бригад. Узел штаба армии был разбит. Управление войсками было нарушено. Машины стали, закончилось горючее. Вывоз раненых прекратился. Прорыв захлебнулся. Генерал Власов сбежал, оставив армию и сдался в плен. 20 мая на обессиленных и обескровленных солдат накинулись полчища болотных комаров. В конце концов штаб армии отдал приказ уничтожить технику и прорываться к Мясному Бору, а тяжело раненых оставить. В июле все было кончено.
Погибшие
По данным немцев, только в плен было взято больше 33 тыс. человек (согласно данным НКВД — 27 139 чел., но включены не все), убито больше 130 тыс. человек, захвачено 650 орудий, 3 тыс. пулеметов и минометов и т. п.В СМИ были приведены данные Новгородского военного комиссариата, по которым значится, что в Новгородской обл. было убито больше 800 тыс. человек, 510 тыс. из которых — захоронено.
Из этих 510 тыс. удалось установить имена немногим больше 200 тыс. человек. Остальные остались лежать в лесах, болотах, во рвах бывшей Ленинградской обл. (территории современных Новгородской и Псковской областей входили ранее в состав Ленинградской) уже больше 70-ти лет.
Аномалии
Гиблое место
Сама обстановка гиблого болота, заваленного трупами создает в этой местности непростую обстановку. Многие из поисковиков не раз обращали внимание на то, что в местах массового скопления убитых не селятся и не появляются птицы, обстановка может исправиться лишь после того, как труппы будут перезахоронены надлежащим образом.Согласно самых скромных подсчетов в топях у Мясного бора и на сегодняшний день находятся незахороненные останки около 11 тыс. солдат. Земля в районе сражений буквально нашпигована ржавым оружием, боеприпасами и останками погибших. Местное население не любит сюда ходить, зато «черные археологи» с удовольствием копаются в пропитанной кровью земле в поисках дорогостоящих артефактов и личных вещей убитых, на которые имеется постоянный, ежегодно возрастающий спрос на рынках коллекционеров военной атрибутики.
• В ходе Великой Отечественной и после нее останки сотен тысяч солдат (и советских, и немецких) по различным причинам оставались непогребенными. Вначале, понятно, не до этого было – не станешь же под вражеским огнем думать о захоронении убитых. Ну а после войны… Государство оправлялось от военных ран, разрушенные города отстраивали заново. Природа тем временем скрывала следы войны медленно и осторожно – молодой травой, осенней листвой, ветками… Слишком медленно…
В середине 1960-х годов, согласно приказа правительства, мясноборские поля, содержащие останки воинов, тщательно перепахали. Да так, что останки разбросало на десятки метров – череп в одной стороне, кость ноги – в другой… Иные трактористы, со слов очевидцев, работали, закрыв глаза. Потом, опять таки по приказу «сверху», поля были засажены молодыми деревьями. Теперь это лесопосадки.
Призраки Долины смерти
На болотах Мясного бора неоднократно встречали призраков военных, при этом духов не похороненных по религиозным обрядам воинов видели и слышали не только отдельные люди, но даже целые отряды поисковиков!«Дурное» место?
Для некоторых из дальнобойщиков, которые ездят по трассе Санкт – Петербург – Москва, Мясной Бор считается «дурным» местом. Хотя аварий, согласно статистики, там происходит нисколько не больше, а, возможно, и меньше, чем на любом другом участке трассы. Вспоминает петербуржец Алексей Борисов:– Мне приходится часто мотаться по этой трассе с грузом. Работа у нас, сами понимаете, не простая – сутками за рулем. Вот и тут, еду мимо Мясного (часов 8 вечера, а я перед этим не спал почти трое суток), все вроде бы нормально, но в сон так и клонит. Сам не заметил, как задремал. Очнулся от громкого голоса:
– Эй, аккуратней, братишка! – и вроде как по плечу меня кто–то стучит. Открыл глаза – никого. Смотрю – а машина по обочине уже едет. Успел вырулить. За окном промелькнул мясноборский памятник неизвестным солдатам.
«А вот тут я лежу!»
• Поисковик из отряда «Штурм» экспедиции «Долина» Андрей Морозов, не верил ни в каких призраков, пока как-то раз не увидел все сам.- В то время я только начинал вести раскопки. Однажды по глупости в одиночку под вечер отправился на раскоп. Возвращался, уже ночью. И вот иду я по дороге и вижу, что кругом меня... 1942 год! Люди, окопы, машины, блиндажи, даже лес не такой. Я все это видел! Ну, до лагеря смог дойти нормально, но все равно страшновато было.
• Однажды вечером девушка поисковик раскапывала солдата. И тут к ней мужчина в форме красноармейца подходит, подошел стал и смотрит. Она внимания особенного на него сразу не обратила - отрядов тут много стоит, много ребят по форме ходят. А он и говорит ей: «Ты, как его раскопаешь, вот тут покопай, здесь еще один лежит. И вот около той осины тоже. А вот тут, под елкой, я лежу!» Девушка с перепугу, конечно, сознание потеряла. Потом, придя в себя все рассказала, пошли, проверять это место. Во всех местах, на которые этот солдат указал, нашли останки. И под елкой также бойца нашли. Среди костей - металлические пуговицы РККА со звездочками. Наш, значит, был, красноармеец...
Ложка деда
• В конце 1980-х, тогда еще комсомольско-молодежный лидер Елена Марцинюк, впервые оказалась в Долину вместе с поисковиками. Поехала просто так, за компанию. По дороге обмолвилась: мол, в этих краях воевал мамин отец — мой дед — Гущин Павел Степанович, он пропал без вести в районе Мясного Бора. В ходе раскопок поисковики остановились у очередной воронки, начали доставать останки найденного воина.Вдруг один из парней повернулся к Елене. — Так как деда твоего фамилия была? — спрашивает. — Гущин? Вот тебе ложка твоего деда. И подает оторопевшей Елене потемневшую от времени ложку с выцветшим: П. Гущин. Потом удалось выяснить, что эту самую ложку накануне отправки на фронт солдату подарила его дочь, тетя Елены. И ложка, и солдатские останки словно ожидали того, чтобы нашла их именно Лена, внучка. Ложка теперь является одним из экспонатов созданного Еленой военного музея.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий