Камея Гонзага. История. Описание

История «Камеи Гонзага»

Камея - украшение, вырезанное из драгоценного или полудрагоценного камня, всегда имеет выпуклое изображение. Искусство ее изготовления называется глиптика. Появились камеи к концу IV столетия до н. э., родиной их принято считать Александрию.
«Камея Гонзага» — одна из самых крупных в мире (длина 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа – 3 см), вырезана из трехслойного сардоникса (разновидность агата) и выглядит невероятно эффектно. На ней вырезан не один, а два профиля — мужской и женский. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек», - такая надпись на древнегреческом языке, украшала шкатулку, где хранилась драгоценная камея.
Камея Гонзага, работы неизвестного мастера, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Первые упоминания
Впервые упоминания о ней встречаются в 1542 г. в инвентарном каталоге собрания маркизы Изабеллы д'Эсте – жены Франческо II Гонзага, правителя г. Мантуи (Италия): «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, вокруг золотая гирлянда, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, на обратной стороне украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».

Еще одно известие о камее принадлежит знаменитому фламандскому живописцу Питеру Пауэлу Рубенсу. Известный художник в 1600—1608 гг. работал в Италии, где и увидел легендарную камею: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта самая прекрасная в Европе».
«Камея Гонзага» - история названия
Изабелла д’Эсте (Гонзага), очень любила искусство и страстью ее было коллекционирование древних украшений. Как-то она зашла в египетскую лавку в поисках интересных вещиц. Вместе со своим молодым помощником продавец стал показывать различные безделушки, однако Изабелле они были не интересны. Неожиданно молодой человек споткнулся и уронил серебряное блюдо. Ранее добродушное лицо торговца сразу изменилось. Он с силой ударил паренька, да так, что из его рта брызнула кровь. После этого, будто магнитом, Изабеллу потянуло к ранее неприметной камее…
С этого момента маркиза не расставалась с камеей. Ее характер резко изменился. Изабелла стала раздражительной и часто впадала в истерику. Ее ничего так не беспокоило, как загадка людей, изображенных на древней драгоценности.
Желая найти ответ на мучивший ее вопрос маркиза решила обратиться к гадалке. Гадалка же оказалась простой шарлатанкой и, решив легко заработать, назвала первое попавшееся ей имя: Юлия Августа Агриппина (Агриппина Младшая). Названное случайно имя супруги римского императора Клавдия стало фатальным для Изабеллы.
Агриппина Младшая славилась тем, что была интриганкой и искусной отравительницей. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек». Для маркизы все стало очевидным. Тогда-же она обратилась к ювелиру с просьбой сделать, полые внутри перстни, для хранения в них яда. Но судьбоносное пророчество шарлатанки сыграло с Изабеллой злую шутку. Намереваясь отравить своего врага, она сама стала жертвой отравителя. За свою ошибку Изабелла Гонзага заплатила дорогую цену. А древняя драгоценность с тех пор стала носить ее имя.
Кто изображен на камее
Главной тайной, окутавшей старинную драгоценность, является то, чьи именно там изображены портреты.
Различные люди в разное время в персонажах камеи видели разных лиц. К примеру, итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на камее изображение императора Августа. Наиболее вероятными персонажами резного камня считались великий полководец Александр Македонский и его мать. Скорей всего, на камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя.
В лицах Птолемея и его супруги нет портретного сходства, это образы условные, идеальные. Глядя на спокойный и довольно мягкий профиль Арсинои, с трудом можно представить истинный характер и темперамент этой властной женщины, энергично добивавшейся своих целей не будучи слишком разборчивой в средствах.
Брак Птолемея и Арсинои окружал особый ореол святости: Птолемей был обожествлен еще при жизни, Арсиноя – в скором времени после своей смерти. Культ их и привел к появлению камеи – парного портрета с профильным изображением, когда одно лицо выступает из-за другого и контуры силуэтов почти созвучны. Такого рода композиция четко и лаконично выражает единство изображенных, и в будущем она получила широкое распространение.
Описание
Лица Птолемея с царицей изображены на сером фоне. Профиль царя будто освещен ярким светом, а голубовато-белое лицо его жены словно покрыто легкой тенью. В камее удачно использованы фактура и цвет трех разных слоев камня. Гладко отполированная поверхность превосходно передает блеск металлических деталей шлема царя. Тонкий слой камня, немного просвечивающий голубизной, придает лицу властной царицы утонченную нежность. В то же время волосы и листья венка на голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо оттеняют бледность Арсинои.
 Появление в Европе синего алмаза совпало с началом эпидемии чумы...

Блеклой, желто-розовой линией проходит полоска ожерелья на шее обоих супругов. У Птолемея она дополняется странным коричневым завитком: это след от поздней реставрации, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.
Редкой красоты камень, торжественная манера исполнения, героическая трактовка образов – все делает «Камею Гонзага» одним из самых выдающихся памятников античного искусства. Некоторые относят «Камею Гонзага» к числу тех шедевров, до которых так и не смогло подняться современное искусство.
Труд безымянного греческого мастера III столетия до н. э. поистине граничил с подвигом. Для завершения такой работы требовались годы, ведь агат по своей твердости превосходит и сталь. Резьба производилась при помощи порошкообразного корунда и требовала чрезвычайного внимания и терпения. Рассказывают, что в древние времена на создание больших камей уходило столько же времени, сколько в Средневековье на возведение готического собора.
История камеи
За свою длительную историю камея сменила множество владельцев. Одно время она хранилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась как: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После того как королева умерла камея попала к кардиналу Д. Аццолино. А в 1798 г. хранилась в Ватикане – в библиотеке папы Пия VI. Может быть, она так бы и осталась в Риме, но в феврале 1798 г. в «Вечном городе» убили французского генерала Дюфо, после чего началась оккупация города. Французский генерал Бертье велел повсюду расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые посчитает достойными для перевозки во Францию специальная комиссия».
 Алмаз «Шах» не назовешь «убийцей», как бриллиант «Хоуп», — чаще всего те кто им владел умирали...

Один очевидец тех времен впоследствии описывал, как ворвавшиеся в библиотеку Ватикана солдаты «среди прочих редкостей уничтожили знаменитого «Теренция» Бембо, самую драгоценную рукопись, желая овладеть ее золотым окладом». Подобная участь могла ожидать и «Камею Гонзага», и спасло ее лишь то, что она была вырезана из сверхтвердого минерала. Солдаты проявляли интерес только к драгоценным камням, и, вероятно, камею у них мог выкупить контролер Мешен, который сопровождал направленный к Неаполю корпус.
1799 год - под напором армии Александра Суворова французские войска были вынуждены отступить, и камея вместе с ними оказалась во Франции. Так она попала в руки Жозефины Богарне, первой жены Наполеона Бонапарта, и находилась в ее резиденции под Парижем. Хранилась до 1814 г. – вплоть до вступления во французскую столицу союзников.
В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарне положение и доходы, Жозефина подарила русскому императору этот шедевр древней глиптики. 1814 год, осень - царь передал «Камею Гонзага» в Эрмитаж, и Г. Келер, бывший тогда директором «Кабинета антиков», извещал русскую публику: «Сей камень – единственный в своем роде… по древности своей и по мастерской отделке… Он принадлежит к весьма малому числу, какие только до нас дошли».





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги