Камея Гонзага. История. Описание
История «Камеи Гонзага»
Камея - украшение, вырезанное из драгоценного или полудрагоценного камня, всегда имеет выпуклое изображение. Искусство ее изготовления называется глиптика. Появились камеи к концу IV столетия до н. э., родиной их принято считать Александрию.«Камея Гонзага» — одна из самых крупных в мире (длина 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа – 3 см), вырезана из трехслойного сардоникса (разновидность агата) и выглядит невероятно эффектно. На ней вырезан не один, а два профиля — мужской и женский. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек», - такая надпись на древнегреческом языке, украшала шкатулку, где хранилась драгоценная камея.
Камея Гонзага, работы неизвестного мастера, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Первые упоминания
Впервые упоминания о ней встречаются в 1542 г. в инвентарном каталоге собрания маркизы Изабеллы д'Эсте – жены Франческо II Гонзага, правителя г. Мантуи (Италия): «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, вокруг золотая гирлянда, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, на обратной стороне украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».Еще одно известие о камее принадлежит знаменитому фламандскому живописцу Питеру Пауэлу Рубенсу. Известный художник в 1600—1608 гг. работал в Италии, где и увидел легендарную камею: «Я считаю, что среди гемм с парными портретами эта самая прекрасная в Европе».
«Камея Гонзага» - история названия
Изабелла д’Эсте (Гонзага), очень любила искусство и страстью ее было коллекционирование древних украшений. Как-то она зашла в египетскую лавку в поисках интересных вещиц. Вместе со своим молодым помощником продавец стал показывать различные безделушки, однако Изабелле они были не интересны. Неожиданно молодой человек споткнулся и уронил серебряное блюдо. Ранее добродушное лицо торговца сразу изменилось. Он с силой ударил паренька, да так, что из его рта брызнула кровь. После этого, будто магнитом, Изабеллу потянуло к ранее неприметной камее…С этого момента маркиза не расставалась с камеей. Ее характер резко изменился. Изабелла стала раздражительной и часто впадала в истерику. Ее ничего так не беспокоило, как загадка людей, изображенных на древней драгоценности.
Желая найти ответ на мучивший ее вопрос маркиза решила обратиться к гадалке. Гадалка же оказалась простой шарлатанкой и, решив легко заработать, назвала первое попавшееся ей имя: Юлия Августа Агриппина (Агриппина Младшая). Названное случайно имя супруги римского императора Клавдия стало фатальным для Изабеллы.
Агриппина Младшая славилась тем, что была интриганкой и искусной отравительницей. «Будь таким, как мы, и у тебя будет все, чего может пожелать человек». Для маркизы все стало очевидным. Тогда-же она обратилась к ювелиру с просьбой сделать, полые внутри перстни, для хранения в них яда. Но судьбоносное пророчество шарлатанки сыграло с Изабеллой злую шутку. Намереваясь отравить своего врага, она сама стала жертвой отравителя. За свою ошибку Изабелла Гонзага заплатила дорогую цену. А древняя драгоценность с тех пор стала носить ее имя.
Кто изображен на камее
Главной тайной, окутавшей старинную драгоценность, является то, чьи именно там изображены портреты.Различные люди в разное время в персонажах камеи видели разных лиц. К примеру, итальянская знать эпохи Возрождения считала, что на камее изображение императора Августа. Наиболее вероятными персонажами резного камня считались великий полководец Александр Македонский и его мать. Скорей всего, на камее изображены Птолемей II и его жена Арсиноя.
В лицах Птолемея и его супруги нет портретного сходства, это образы условные, идеальные. Глядя на спокойный и довольно мягкий профиль Арсинои, с трудом можно представить истинный характер и темперамент этой властной женщины, энергично добивавшейся своих целей не будучи слишком разборчивой в средствах.
Брак Птолемея и Арсинои окружал особый ореол святости: Птолемей был обожествлен еще при жизни, Арсиноя – в скором времени после своей смерти. Культ их и привел к появлению камеи – парного портрета с профильным изображением, когда одно лицо выступает из-за другого и контуры силуэтов почти созвучны. Такого рода композиция четко и лаконично выражает единство изображенных, и в будущем она получила широкое распространение.
Описание
Лица Птолемея с царицей изображены на сером фоне. Профиль царя будто освещен ярким светом, а голубовато-белое лицо его жены словно покрыто легкой тенью. В камее удачно использованы фактура и цвет трех разных слоев камня. Гладко отполированная поверхность превосходно передает блеск металлических деталей шлема царя. Тонкий слой камня, немного просвечивающий голубизной, придает лицу властной царицы утонченную нежность. В то же время волосы и листья венка на голове, исполненные в более высоком рельефе, остаются матово-белыми и хорошо оттеняют бледность Арсинои.
Появление в Европе синего алмаза совпало с началом эпидемии чумы...
Блеклой, желто-розовой линией проходит полоска ожерелья на шее обоих супругов. У Птолемея она дополняется странным коричневым завитком: это след от поздней реставрации, попытка скрыть, что камея была сломана пополам.
Редкой красоты камень, торжественная манера исполнения, героическая трактовка образов – все делает «Камею Гонзага» одним из самых выдающихся памятников античного искусства. Некоторые относят «Камею Гонзага» к числу тех шедевров, до которых так и не смогло подняться современное искусство.
Труд безымянного греческого мастера III столетия до н. э. поистине граничил с подвигом. Для завершения такой работы требовались годы, ведь агат по своей твердости превосходит и сталь. Резьба производилась при помощи порошкообразного корунда и требовала чрезвычайного внимания и терпения. Рассказывают, что в древние времена на создание больших камей уходило столько же времени, сколько в Средневековье на возведение готического собора.
История камеи
За свою длительную историю камея сменила множество владельцев. Одно время она хранилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась как: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». После того как королева умерла камея попала к кардиналу Д. Аццолино. А в 1798 г. хранилась в Ватикане – в библиотеке папы Пия VI. Может быть, она так бы и осталась в Риме, но в феврале 1798 г. в «Вечном городе» убили французского генерала Дюфо, после чего началась оккупация города. Французский генерал Бертье велел повсюду расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «…из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые посчитает достойными для перевозки во Францию специальная комиссия».
Алмаз «Шах» не назовешь «убийцей», как бриллиант «Хоуп», — чаще всего те кто им владел умирали...
Один очевидец тех времен впоследствии описывал, как ворвавшиеся в библиотеку Ватикана солдаты «среди прочих редкостей уничтожили знаменитого «Теренция» Бембо, самую драгоценную рукопись, желая овладеть ее золотым окладом». Подобная участь могла ожидать и «Камею Гонзага», и спасло ее лишь то, что она была вырезана из сверхтвердого минерала. Солдаты проявляли интерес только к драгоценным камням, и, вероятно, камею у них мог выкупить контролер Мешен, который сопровождал направленный к Неаполю корпус.
1799 год - под напором армии Александра Суворова французские войска были вынуждены отступить, и камея вместе с ними оказалась во Франции. Так она попала в руки Жозефины Богарне, первой жены Наполеона Бонапарта, и находилась в ее резиденции под Парижем. Хранилась до 1814 г. – вплоть до вступления во французскую столицу союзников.
В благодарность Александру I, сохранившему семейству Богарне положение и доходы, Жозефина подарила русскому императору этот шедевр древней глиптики. 1814 год, осень - царь передал «Камею Гонзага» в Эрмитаж, и Г. Келер, бывший тогда директором «Кабинета антиков», извещал русскую публику: «Сей камень – единственный в своем роде… по древности своей и по мастерской отделке… Он принадлежит к весьма малому числу, какие только до нас дошли».
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий