Гентский алтарь. Описание. История

История Гентского алтаря

Гентский алтарь - церковный большой алтарь-складень. Алтарь состоит из 24-х дубовых панелей, с изображением 258 человеческих фигур. В центральной части высота алтаря - 3,5 м., ширина (в открытом виде) — 5 м. Картины располагаются на внешней и внутренней стороне алтаря.
Внешние створки алтаря выполнены в технике гризайль (монохромная живопись) исключение - фигуры заказчиков в нижнем ряду. Рядом с ними находятся святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Выше изображается сцена Благовещения, а в верхнем ярусе — ветхозаветные пророки и пророчицы.
Складень создан по заказу Йоса Вейдта, одного из влиятельных и богатых людей Гента, который пожелал украсить личную капеллу своей жены в церкви Святого Иоанна Богослова (первоначальное называние кафедрального собора Святого Бавона в бельгийском городе Гент) большим живописным алтарем.
Это самая известная работа братьев ван Эйк и одно из наиболее значимых произведений в истории европейской живописи.

Из истории алтаря

Уже сразу после того как алтарь был создан, он стал знаменитым. Его копировали и восхваляли. Так, к примеру, известно, что великий Дюрер отмечал высочайшее мастерство его исполнения. В одно время створки с Адамом и Евой были заменены копиями, где они изображались в кожаных передниках, потому как набожный австрийский император Иосиф II, посетивший собор Святого Бавона в 1781 г., не смог вытерпеть нецеломудренную наготу прародителей.
К счастью, поздней подлинные створки возвратили на их изначальное место. А вот крайнюю нижнюю створку в правом нижнем ряду, к сожалению, похитили в 1934 г. и сейчас она заменена копией.
Братья ван Эйк
За минувшие столетия алтарю довелось перенести пожар, демонтаж, переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой. На раме алтаря имеется надпись: "Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейдта". Среди букв надписи есть хронограмма, выполненная красной краской, в ней зашифрована дата 1432.
Согласно надписи, работа над алтарем была начата Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончена его братом Яном, «вторым в искусстве». 1432 год, 6 мая - алтарь был освящен.
В течении долгого времени искусствоведы пытались определить, какая роль каждого из братьев в его создании. Сейчас принято считать, что Губерт только начал работу и что почти целиком ее выполнил Ян-ван Эйк.

Описание Гентского алтаря

Гентский алтарь представлял из себя большой деревянный складень, резное обрамление которого, к сожалению, было утрачено. Идеалом этого искусства является достоверность. Ошеломителен живописный контраст между будничной и праздничной сторонами алтаря. В закрытом виде живопись створок, которая исполнена почти монохромно в технике «гризайль», завораживает зрителей тончайшими нюансами цветовых сочетаний, выверенной ритмикой композиции и каким-то особенным неземным ощущением покоя.
В открытом виде, спокойную созерцательность сменяет ощущение красочного праздника: звонкие, мажорные цвета являют красоту и великолепие мира во всем его богатстве и многообразии. С одинаковым вниманием и любовью художник живописует мир природы, подчеркивает индивидуальность каждого из растений. И столь же трепетно он передал детали предметного мира — фактуру ткани, блеск драгоценных камней, мерцающее бликами золото.
В нижнем ряду изображены Йоса Вейдт и его жена Елизавета. Благочестивые донаторы, заказчики алтаря, предстоят в молитвенных позах перед статуями двух святых — Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Выбор пал на этих святых неслучайно: Иоанн Креститель был в то время патроном церкви, а Иоанну Богослову посвящалась капелла, для которой был предназначен алтарь.
Ярусом выше изображение сцены Благовещения, которая отмечает начало евангельской истории. Просторный интерьер, где находятся фигуры архангела и Девы Марии, лишен какой-то обстановки за исключением рукомойника и белого полотенца — традиционные символы непорочности Мадонны. Из арочного окна открывается вид на спокойную улочку средневекового городка. Композиция завершается изображением ветхозаветных пророков и пророчиц, предсказавших пришествие Христа, чьи фигуры в сложных ракурсах мастерски вписаны в арочное пространство.
Композиция Гентского шедевра в раскрытом виде разделена на 2 яруса. Вверху на богатом троне в пурпурных одеяниях восседает Бог-Отец (некоторые исследователи считают, что это не Бог-Отец, а Иисус Христос).
С одной стороны от него — читает Святое Писание Дева Мария, а с другой — Иоанн Предтеча. Эти три фигуры составляют центр композиции, они монументальны и величественны, драпировки в одежде, ложащиеся широкими и тяжелыми складками, создают объем и иллюзорную глубину пространства. Поющие и музицирующие ангелы продолжают композицию, а завершается она фигурами прародителей — Адама и Евы. Образы прародителей написаны очень тщательно, без всяких попыток придать изящество их фигурам и элегантность позам, что было характерно для итальянского искусства, зачастую прибегавшего к приемам идеализации.
В нижнем ярусе изображение сцены Поклонения агнцу. На алтаре окруженный ангелами стоит жертвенный агнец — символический прообраз Спасителя. Перед ним фонтан с живой водой, вечный жизненный источник. С левой стороны — языческие философы, ветхозаветные пророки и мудрецы, среди них Вергилий и Данте. С правой стороны — персонажи Нового Завета: апостолы, церковные деятели, мученики. Создается впечатление, словно церковь небесная и земная слились в едином молитвенном преклонении, созерцая открывшееся пред ними мистическое видение.
Версия двух алтарей
Смысл иконографической программы алтаря остается неясным. Различные по масштабам изображения и соотношение композиций по вертикали позволяют предположить, что первоначальная форма алтаря была другая. Была выдвинута гипотеза, что алтарь в его настоящем виде объединяет фрагменты 2-х разных алтарей. Возможно, эти части были в составе гораздо большего по размерам ансамбля, имевшего каменную надстройку, которая не сохранилась.






ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни