Митрополит Московский Филипп II, (Колычев)
Митрополит Филипп
Митрополит Филипп II (в миру Федор Степанович Колычев) (рожд. 11 февраля 1507 г. — смерть 23 декабря 1569 г.) - русский церковный и политический деятель, митрополит Московский и всея Руси (1566 - 1568 гг.) Федор Колычев начал службу при дворе Елены Глинской.1537 год - после подавления мятежа Андрея Старицкого, поддержанного Колычевыми, вынужден был бежать в Соловецкий монастырь, где постригся в монахи. С 1548 г. — игумен Соловецкого монастыря. 1568 год, ноябрь - после публичного выступления перед Иваном Грозным с осуждением злодейств опричнины митрополит был низложен, заточен в тверском Отроч-Успенском монастыре, где его задушил Малюта Скуратов по велению царя. 1652 год - Филипп был канонизирован Русской православной церковью.
Происхождение. Ранние годы
Митрополит Филипп представитель одного из знатнейших родов Колычевых. Они являлись прямыми потомками Андрея Кобылы. Отец Филиппа был дядькой Юрия Васильевича – младшего сына Ивана III. Рожденный в семье, принадлежавшей к верхушке московской аристократии, Федор готовился к государевой службе, обучался грамоте по Священному Писанию, владению оружием, верховой езде.1537 год - Колычевы стали поддерживать младшего сына Ивана III Андрея Ивановича князя Старицкого в его борьбе против регентствовавшей при малолетнем Иване IV Васильевиче Елены Глинской. Иван Умной-Колычев, дядя Федора, оказался в тюрьме, троюродных братьев казнили.
В Соловецком монастыре
После этого Федор решил сбежать из дома. Из Москвы Федор направился на север. Примерно год он прожил у крестьянина Суботы на Онежском озере, занимаясь самой тяжелой хозяйственной работой. Уходя, он сообщил Суботе, что из Москвы держит путь на Белое море. Имея прекрасное образование, обученный ведению государственных дел человек, собрался принять постриг, целенаправленно идет в крестьянский, мужицкий монастырь. В то время существовало не мало обителей за пределами Москвы, где братия состояла из таких же высокообразованных интеллектуалов. Но Федора не прельщал такой путь, он стремится туда, где само повседневное житие крайне трудно – в Соловецкий монастырь.Незадолго до того как Федор прибыл на Большой Соловецкий остров, пожар практически полностью уничтожил деревянный монастырь. Но это не заставило Колычева отступить от своих начинаний. После того как прошло полтора года послушания тогдашний игумен Алексий постриг его с именем Филипп и определил новоначальному духовным наставником старца Иону Шамина. Вновь Филипп оказался в крайне суровых условиях, так как ученик Александра Свирского Иона слыл самым строгим и жестким во всем монастыре.
1548 год - игумен Алексий по старости лет сложил с себя сан и как своего преемника предложил монастырскому собору Филиппа. Собор дал свое согласие и Филипп был возведен в сан новгородским архиепископом Феодосием.
Во времена своего игуменства Филипп с одной стороны всячески стремился развивать монастырь. Преображенский собор, Успенский храм с трапезной были отстроены из камня, в монастырских вотчинах возымели большое количество хозяйственных и промышленных сооружений, озера Большого Соловецкого острова были соединены сложнейшей сетью каналов. Причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (с его именем связано создание легендарной монастырской водяной мельницы).
Государем было отписано монастырю множество земель. Монастырская казна пополнялась, и средства эти сразу направлялись в дело. При Филиппе Соловецкий монастырь становится безоговорочным духовным, промышленным и экономическим центром всего русского Севера.
В то же время, Филипп крайне тяготился необходимостью постоянно бывать в самой гуще всех не связанных с монашеским бытием процессов, как то поездки в Новгород, переговоры с вышестоящими иерархами, воеводами, боярами. По этой причине он построил неподалеку от монастыря пустынь, где мог подвизаться в молитве несколько дней, никого не принимая и никуда не выходя.
Митрополит Московский и всея Руси
И потому известие о том, что государь пожелал видеть его митрополитом Московским, Филипп воспринял крайне тяжело и отказался от столь высокого сана. Но епископы, которые прибыли на собор 1566 года, все же смогли убедить соловецкого игумена, и 25 июля 1566 г. собором всех русских епископов Филипп был хиротонисан во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси.1568 год - царь начинал репрессии в отношении боярской верхушки, ряд представителей крупных семейств были казнены. Филипп увещевает Ивана Грозного не начинать опричный террор, но эти слова остаются неуслышанными. Тогда 22 марта 1568 г. после богослужения в Успенском соборе митрополит Филипп произнес обличительную речь перед всей паствой, в которой вопрошает Грозного государя: «Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки?». На что царь ответил: «Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться».
Противоречия с Иваном Грозным
В истории это одна из самых зловещих и таинственных фигур. Ему приписывают нечеловеческие зверства...
Первое открытое столкновение митрополита Филипп с Иваном Грозным произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля. Новгородский летописец сообщает об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине». О подробностях этого известно по житию Филиппа и рассказам иностранных наемников на русской службе. Царь вместе с опричниками пришел на богослужение в черных ризах и высоких монашеских шапках, а по окончании литургии подошел к митрополиту за благословением. Филипп сделал вид, что не замечает царя. И лишь после просьбы бояр благословить государя обратился к нему с обличительной речью:
В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их!...
Царь пришел в ярость, назвав Филиппа лжецом и мятежником...
Изгнание
После этого случая начался суд, во время которого митрополит Филипп был обвинен в колдовстве.1568 год, 8 ноября - во время службы в Успенском соборе Филиппу было объявлено о низвержении его из сана. Малюта и «опричники, – сообщает современник, – бросились на святого как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли с позором… осыпая бранью и побоями».Филиппа поместили под арест в Богоявленский монастырь, откуда после перевели в монастырь Николы Старого.
Царь велел истребить род Колычевых. По его приказу опричники казнили 10 человек. Государь, казнив племянника святителя, прислал ему отрубленную голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».
Убийство
1569 год, 23 декабря - святителя Филиппа перевели в Отроч Успенский Тверской монастырь. Во время похода на Новгород в том же году Иван IV отправил к святителю своего любимца, голову опричного войска Малюту Скуратова, якобы просить благословения перед походом в Великий Новгород..«Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого говоря:
— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но святитель ответил опричнику:
– Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел.
Малюта задушил Митрополита Филиппа, а настоятелю сказал, будто тот умер от угара.
После смерти
Святитель Филипп принял мученическую смерть 23 декабря 1569 г. Тело его с поспешностью захоронили в Тверском Отрочем монастыре.1591 год - гроб с останками святителя перенесли в Соловецкий монастырь, и положили под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия. Эту могилу, некогда приготовил себе сам игумен Филипп возле места погребения своего наставника иеромонаха Ионы (Шамина).
По велению патриарха Иосифа мощи святителя в 1646 г. были переложены в новую гробницу и поставлены в Спасо-Преображенском соборе.
1652 год - митрополит Новгородский Никон (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), с благословения патриарха Иосифа отправился в Соловецкий монастырь с «покаянной грамотой» царя Алексея Михайловича, в которой тот просил у святого прощения за грехи царя Ивана. Грамоту вложили в руки почившего иерарха-мученика. Началось торжественное перенесение мощей святителя Филиппа в стольный град.
1652 год, 9 июля - святые мощи перенесли в Москву. На том месте, где у городской черты духовенство и народ встречали святыню, воздвигли крест, от которого получила свое наименование Крестовская застава. Мощи святителя Филиппа положили в серебряной раке в Успенском соборе Кремля, где они находятся по сей день.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий