Евдокия Лопухина. Первая жена Петра 1
Биография Евдокии Лопухиной
Евдокия Федоровна Лопухина (рожд. 30 июля (9 августа) 1669 г. — смерть 27 августа (7 сентября) 1731 г.) — царица, первая жена Петра 1 (с 1689), мать царевича Алексея. Из консервативной боярской семьи Лопухиных приверженцев старины. Консерватизм Евдокии, неумение и нежелание содействовать Петру 1 в его деятельности привели к разладу между супругами. 1698 год - была сослана в Суздаль и пострижена в монахини. 1727 год - после освобождения жила в Вознесенском монастыре Московского Кремля пользуясь царскими почестями.Происхождение. Ранние годы
1669 год - родилась Прасковья Илларионовна Лопухина (впоследствии царица Евдокия Федоровна) в маленьком селе Серебрено, Мещовского уезда. Поменять имя довелось в статусе царской невесты. При русском дворе была одна Прасковья — супруга Ивана V, соправителя Петра 1, Прасковья Салтыкова. По настоянию будущей свекрови Натальи Кириловны Нарышкиной, имя было подобрано более благозвучное для русской царицы — Евдокия. Отчество так-же было изменено в честь святыни дома Романовых — Феодоровской иконы.Жена Петра 1 Евдокия Лопухина
1689 год - родные 17-ти летнего царя Петра 1, не спрашивая его согласия, «оженили» на 20-ти летней девице Евдокии Лопухиной. Этот брак был частью интриги Нарышкиных против Милославских, которые женили царя Ивана на Прасковье Салтыковой.Невесту ездила осматривать, лично мать молодого государя — Наталья Кирилловна. После того как она убедилась в красоте и отсутствии физических изъянов у девицы, дала согласие на брак. Петр матушке в те года не перечил, тем более что женатый человек считался на Руси совершеннолетним и способным управлять, а ему очень надоело разделять власть с упрямой царевной Софьей и болезненным братом Иваном.
Евдокия Лопухина перебралась в Преображенское с родней и строго охранялась братьями. Как псы они стерегли девицу, остерегаясь порчи и сглаза. Будущую жену Петр видел до свадьбы лишь один раз.
На свадебном пире молодым не полагалось есть. Они немного посидев с гостями, были торжественно проведены женщинами в опочивальню. Меншиков, согласно легенды, сунул государю хлеб и курицу, завернутые в скатерть.
Свадебное ложе было до такой степени высоко, что залезть на него можно было лишь при помощи специальных скамеек. Это неудивительно, потому как по великокняжескому обряду застилалась постель необычным убранством: 27 ржаных снопов, на них ковры с перинами, сверху шелковая простынь, меховое одеяло и покрывало. В ногах шуба с ковром, в изголовье подушки и шапки.
Утром молодожены по обычаю мылись в бане и завтракали одни без гостей. После принимали поздравления и приглашали собравшихся на свадебный пир. Торжества продолжались в течении трех дней. По царским меркам это совсем недолго.
Петр с Евдокией Лопухиной прожили вместе почти десять лет, у царицы родилось три сына, из которых выжил только Алексей. Однако их семейная жизнь не была счастливой. Евдокия была явно не пара Петру. Они жили словно в разные времена, в разных веках: Петр жил и чувствовал себя в европейском XVIII столетии с его свободой, открытостью, прагматизмом, а царица, воспитанная согласно традиций, оставалась в русском XVII веке, требовавшем от женщины следования обычаям терема, предписаниям Домостроя…
Да и характерами они не сошлись. Порывистость, бесцеремонность, эгоизм Петра наталкивались на упрямство и недовольство царицы – особы самолюбивой и строптивой, не принимавшей образа жизни своего непоседливого супруга. Пропасть между ними с течением времени все углублялась, в особенности после появления в жизни Петра Анны Монс.
Опала
После смерти свекрови, Евдокия Лопухина надеялась обрести полноту власти, потому как она оставалась единственной русской царицей. Однако все получилось не так. Уважение к матери сдерживало царя от открытого проявления холодности к супруге. Теперь же, после 1694 г., он полностью стал избегать встреч в ней.Евдокия прожила несколько лет в Кремле с сыном. Ее содержали как царицу, но с супругом она не виделась. Многочисленная родня Лопухиных, которая занимала большинство должностей при дворе, оказалась в опале. Развязка наступила в 1698 г.
Возвращение Петра 1 из Европы
1698 год, весна - Петр вернулся в Голландию и уже вместе с Великим посольством через всю Европу поехал в Вену. Однако планы путешествия довелось свернуть: из России пришло известие о мятеже стрелецких полков…Прибыв домой, Петр I даже не захотел увидится с женой, царицей Евдокией. Ее судьбу он решил уже давно – развод. Царь с нетерпением ожидал встречи со своей любовницей – дочерью немецкого виноторговца из Немецкой слободы Анной Монс, с которой его познакомил Лефорт. На протяжении нескольких лет Анна была любовницей государя. Еще будучи в Лондоне Петр велел, чтобы опостылевшую ему Евдокию склонили к добровольному пострижению – это была единственная возможность с ней развестись.
Вернувшись в Москву государь узнал, что наказ его еще не выполнили, а царица все еще находится в Кремлевском дворце. 1698 год, 31 августа - Петр в течении 4-х часов уговаривал жену уйти в монастырь, однако все напрасно. Через месяц сына Петра, царевича Алексея, забрали у матери и отвезли в Преображенское к сестре Петра царевне Наталье Алексеевне, а Евдокию перевезли в суздальский Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц).
Следует заметить, что в том же 1698 г. царь постриг двух своих единокровных сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье.
Анна Монс
Заперев Евдокию в монастыре, Петр получил долгожданную свободу от брака. Его роман с Анной Монс продолжался. Известно, что он собирался жениться на Анне официально, если бы в 1702 г. неожиданно не узнал, что Анна неверна ему. В документах утонувшего под Шлиссельбургом саксонского дипломата Кенигсека обнаружили любовную переписку с Анной Монс. После чего Анну на долгие годы посадили под домашний арест. После она вышла замуж за прусского посланника. Скончалась Анна в 1714 г.Суздальский Покровский монастырь
29-ти летняя, полная сил женщина отчаянно сопротивлялась: она не желала, быть "заживо замурованной" в келье. После принятия пострига и став старицей Еленой, она не смирилась со своей судьбой. В скором времени она сбросила монаший куколь и начала жить как женщина светская, как паломница. Этому не препятствовали – монахи не забывали, что у них живет мать наследника престола, будущего царя Алексея.Евдокия Лопухина и Степан Глебов
1710 год - у нее начался короткий и бурный роман с майором Степаном Глебовым. Евдокии тогда был 41 год, Глебову 38. Сохранившиеся письма Евдокии Лопухиной к нему говорят о ней как о женщине темпераментной, живой и чувственной (однако историк В. Козляков, в своей книге «Царица Евдокия, или плач по Московскому царству» оспаривает этот факт, утверждая, что такое письмо Евдокия могла написать только Петру):«Забыл ты меня так скоро. Не угодила тебе ничем. Мало, видно, твое лицо, и руки твои, и все члены твои, и суставы рук и ног твоих политы моими слезами…не умели угодное сотворить…. свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя, знать уже злопроклятый час приходит, что мне с тобою разставаться. Лучше бы мне, душа моя с телом разсталась. Ох! свет мой!…Как мне на свете быть без тебя! Как живой быть! И так Бог весть, каково ты мне мил! Уже мне нет тебя милее, ей Богу. Ох, любезный друг мой, за что ты мне таково мил! Носи, сердце мое, мой перстень, меня люби, а я такой же себе сделала…. а тебя до смерти не забуду; никогда ты из разума не выдешь. Ты, мой друг, не забудешь ли меня, а я тебя ни на час не забуду…»
Допросы. Пытки
1718 год - открылось дело царевича Алексея, по нему был привлечен и Глебов, нашлись и письма Дуни. На очной ставке в застенке бывшую царицу вынудили подписать покаянную расписку – один из уникальных документов русской истории:«Я, бывшая царица, старица Елена… с Степаном Глебовым на очной ставке сказала, что с ним блудно жила в то время как он был у рекрутского набору, и в том я виновата; писала своею рукою я, Елена».Она приняла на себя всю вину и подписала документы. Зачем нужна была царю эта расписка? Наверное, чтобы больней ударить и страшней оскорбить бывшую супругу и собственного сына-наследника.
Глебов же вел себя по-другому. О чем есть свидетельства адъютанта Петра, очевидца событий, Вельбоа:
«Среди ужасных пыток, которыя Глебов терпел, по воле и в присутствии самого государя, шесть недель сряду, чтобы исторгнуть у оговореннаго признание, он твердо защищал честь и невинность Евдокии».Прислужницы ничего не утаили:
«...инокиня Елена пускала к себе днем и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон...»
Казнь Глебова
О блуде Евдокии и Глебова даже написали в манифесте, который читали по всей России… Глебов был живым посажен на кол посредине Красной площади. Почти сутки Глебов маялся на колу. чтобы он преждевременно не умер от холода, заботливые палачи надели на него полушубок…Государь последний раз попытался добиться признания Глебова, подошел к умирающему и предложил признаться, ведь скоро суд Божий, на что тот холодно ответил:
«Ты сколько жесток, столько и безразсуден; думаешь, что если я не признался среди неслыханных мучений, которыми ты меня истязывал, стану пятнать невинность и честь безпорочной женщины, в то время, когда не надеюсь более жить. Удались, дай умереть спокойно тем, которым ты не даешь спокойно, жить».В течении всего этого времени возле места казни находился священник и ждал покаяния. Но так и не дождался – Глебов умер молча… Для царя такое гордое упорство подданного – вопреки голосу разума, ужасу перед болью – оказалось неожиданным. Ни один из преступников не имел права уйти на свободу или умереть с высоко поднятой головой – такой вечный принцип тиранической власти. И Петр этого не позабыл. В 1721 г. он велел ежегодно провозглашать во всех церквях анафему Степке Глебову, как ее провозглашали ранее Лжедмитрию 1, Ваньке Мазепе, Степке Разину... Какой ряд, какие страшные государственные преступники! И среди них – всего-лишь сожитель бывшей царицы.
Монастырь-тюрьма
Саму бывшую царицу прилюдно выпороли кнутом и сослали. Связь Евдокии Лопухиной заговорщиками и исполнителями стрелецкого бунта в 1698 г. не смогли доказать, иначе ей тогда не удалось бы избежать смертной казни.Как результат расследования мнимого семейного заговора стал манифест «О единонаследии», который лишил царевича Алексея, его мать и потомков надежд на престол.
Старицу Елену отправили в монастырь-тюрьму в Новой Ладоге, он был такой суровый, что даже охранники не выдерживали холода, умоляли начальство их оттуда «свести» – отозвать.
После смерти Петра 1
1725 год, январь - скончался император Петр 1 и на престол взошла Екатерина 1. Императрица Екатерина не сняла c Евдокии клейма преступницы, однако предпочла лучше заботиться о столь «известной пленнице». Царица-монашка была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Там ей было предоставлено хорошее содержание и пропитание. Было предписано:«на пищу и содержание известной персоны покупать добрую крупичатую муку и держать наношники, пирожки и прочее кушанье ежедневно хорошее».И только весной 1727 г. после прихода к власти Петра 2, ее родного внука, сына царевича Алексея, Евдокия Лопухина была освобождена и отвезена в Москву. Петр 2 реабилитировал посмертно отца и вернул бабушку ко двору. Она вновь стала для окружающих царицей, а для внука «государыней бабушкой». Всю свою нерастраченную любовь посвятила взрослым внукам. Баловала их гостинцами и подарками. У нее был свой двор и многие из бывших врагов искали возможности поцеловать ручку царице.
Смерть
Недолго довелось прожить Евдокии Лопухиной в счастье. Скончалась ее внучка Наталья, а за ней в скором времени и царь Петр 2. В 1730 году встал вопрос о том кто возглавит государство российское и Евдокия была в числе кандидатур. Однако она отказалась от прав на трон в пользу Анны Иоанновны, двоюродной сестры Петра.Умерла царица Евдокия Лопухина в 1731 году. Императрица Анна Иоанновна добро не забыла, помня о том, что Евдокия Федоровна отказалась от царствования в ее пользу, пришла на ее похороны. Похоронили Евдокию в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и ее сестры Екатерины Алексеевны.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий