Городская реформа Александра 2 (1870)

Городская реформа 1870

Городская реформа Александра 2 (реформа городского самоуправления 1870 года) – комплексные меры, призванные дать городскому населению право на самостоятельное управление городскими территориями и своим хозяйством.
Реформа была одной из главных в списке Великих реформ Александра 2 и делала города независимыми от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.
Реформа была направлена на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образования, установление санитарных норм и т. д. Подготовку к реформе начали еще в 1862 г., но официально изменения вступили в силу только 16 июня 1870 года, когда был выпущен документ – «Городовое положение».

Предпосылки проведения реформы
После того как было отменено крепостное право и проведена крестьянская реформа, в России образовался абсолютно новый тип общества и новая экономическая система, которая не имела возможности развиваться в старых условиях – надо было создавать совершенно новый управленческий аппарат, который отвечал бы современным требованиям. Для скорейшего развития экономики на местах, надо было дать городам больше прав.
Ранее городское управление было полностью подчинено воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли довольно долго идти до регионов, кроме того, они не всегда отвечали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, потому, по сути, были бесполезными. Для изменения ситуации, Александром 2 было принято решение создать местные органы самоуправления в городах.
История проведения реформы
Подготовка городской реформы Александра 2 началась с подготовки соответствующего законопроекта. В губернских и уездных городах было создано 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений, для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию. Особой популярностью пользовалось предложение о выдаче избирательных прав для всех слоев населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех городских жителей, а не только отдельных слоев. Но, такого рода инициатива очень не нравилась правящему классу, потому разработка реформы застопорилась на несколько лет.
1864 год - властями все же был выпущен первый вариант проекта городской реформы, содержащий некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П. А. Валуев. Проект отправили на рассмотрение в Государственный совет, но распространения он не получил. Только через 2 года император был вынужден дать ход новому законопроекту и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права. Так реформа городского управления Александра 2, в конце концов, вышла в свет.
Содержание реформы
Основной целью нового законопроекта было, создание на местах органов местного городского самоуправления, занимающимися разными хозяйственными делами – благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (строительство школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройствами праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.
Основными учреждениями местного самоуправления становятся избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательным собранием выбирались члены городского собрания, у которых при голосовании было право решающего голоса. Остальных членов думы избирали на обычных открытых выборах, проходивших раз в четыре года. Избрать могли представителя любого сословия, являющегося российским гражданином. Некоторые ограничения были только в вопросе вероисповедания, а именно, председателем думы не мог быть иудей, а общая численность нехристиан не должно была превышать одну треть.
Выбранная дума избирала различных должностных лиц, занималась решением вопросов общественного устройства и городского управления. Еще дума заведовала финансами, назначала те или иные налоги, но сама их не собирала. Городской губернатор мог в любое время отменить решение думы или подкорректировать его, так что полной свободы у этого органа все же не было.
Думой так-же избирались члены в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Городская управа собирала налоги, составляла городские сметы и занималась прочими более мелкими хозяйственными делами по указанию думы.
Членом совета или думы имел возможность стать любой горожанин старше 25-ти лет, который не имел судимостей и задолженности по налогам.
Итоги и значение реформы
Городская реформа Александра 2 во многом повторяла земскую реформу. Она стала значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала в большей степени гибкой и эффективной (так как решения начали приниматься исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Города теперь сами управляли собственным хозяйством и могли более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, избавилось от решения мелких задач и могло полностью сосредоточится на делах государственных.
К сожалению, городская реформа 1870, имела некоторые минусы, с которыми довелось столкнутся мелким городам. По новым законам город должен был сам содержать ряд государственных учреждений, к примеру, полицию, а денег на это у небольших поселений попросту не хватало.
Но, несмотря на отдельные недостатки, в общем реформа помогла Российской империи сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни