Земская реформа Александра 2
Земская реформа 1864
Земская реформа Александра 2 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из Великих реформ 1860—1870-х годов, наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Это комплекс преобразований в системе управления уездными и губернскими землями, дававший им право созывать собственные органы самоуправления и самостоятельно решать хозяйственные вопросы в регионах.Причины введения земской реформы
1861 год - императором Александром 2 была проведена крестьянская реформа и утверждено «Положение об отмене крепостного права», что повлекло за собой существенные изменения в экономике и системе управления. Крестьянство, не привязанное больше к помещику, могло свободно перемещаться, создавать свои хозяйства и принимать участие в общественной жизни.Для более активного и эффективного развития новой экономической системы, следовало создать такую систему управления, которая бы могла отвечать местным нуждам и была приближена к экономическим реалиям региона. Раньше же регионы получали приказы из центра, зачастую такие приказы довольно долго доходили до областных центров или не доходили вовсе, что приводило к принятию неверных решений.
Создание и введение земской реформы
Идея дать губерниям некоторую самостоятельность в принятии решений зародилась еще во времена Александра 1, но до проведения раскрепощения крестьян строгой необходимости в ней не было. Во времена Александра 1 разработкой такого проекта занимался Михаил Михайлович Сперанский, которому поручалось проведение крупных преобразований в системе государственного управления. Проект был разработан и предполагал создание уездных дум, в которые бы входили делегаты из местных жителей, выбираемые не по сословному признаку, а по имущественному. К сожалению, реформа не была принята.При Александре 2 проект Сперанского был принят за основу нового проекта реформ, но в него были внесены существенные изменения. Но основная идея реформы – отдать управление регионами в руки самих регионов – осталась, так как программы, составляемые центральным управлением и которым следовали чиновники довольно часто были попросту бесполезными, так как у них не было ничего общего с реальной обстановкой на местах.
Содержание земской реформы
Наряду с земской провели и городскую реформу. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане из местного населения (вне зависимости от сословия).Для упрощения процесса выбора членов совета, были созданы курии – особые разряды, на которые делились все граждане, которые желали принимать участие в выборах. Курии подразделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего курий было три:
• курия уездных землевладельцев;
• курия городских избирателей;
• курия от сельских обществ.
Основной идеей создания такого рода разделения было то, чтобы в местные думы могли попасть представители всех сословий. На практике же все оказалось сложней.
Формально согласно реформе, в выборах мог принимать участие человек любого сословия, но было одно ограничение – право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря чему, на практике, в местные органы могли попасть представители высшего дворянского сословия, обладавшие значительным имуществом, а не крестьянство, у которого ничего не было.
Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Но земства и управы на местах не имели никаких серьезных политических функций. В действительности они не занимались решением серьезных вопросов, а решали хозяйственные и бытовые дела уездов – строительство дорог, школ, больниц, внешнее обустройство и т. д. Земства также занимались сбором налогов на местные нужды.
Власть местных органов самоуправления была довольно ограничена, они были в подчинении губернаторов, министров и императора, потому как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительного эффекта все равно удалось достичь и земства начали появляться во всем государстве.
Итоги земской реформы
Однако несмотря на недостатки земской реформы, она все же смогла оказать значительное влияние на экономику. Создание земств активно поддерживалось гражданами и сторонниками конституционного строя, воспринимавшими эту реформу как зарождение демократического строя.Земства помогли в значительной степени улучшить уровень образования на местах, начала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление государством стало более простым, потому как высшие органы были освобождены от необходимости заниматься мелкими бытовыми вопросами.
К сожалению, земскую реформу принято считать одной из самых неудачных реформ Александра 2, потому как она была недостаточно хорошо продумана. Несмотря на идею отделения местной власти от общегосударственной, этот процесс прошел не в полной мере. Государственная власть и чиновники не желали делить власть, потому земские думы осуществляли только ограниченный круг стоящих перед ними задач. А обсуждать и решать задачи государственной важности местными думами было запрещено и могло привести к роспуску думы.
Несмотря же на все недостатки, земская реформа дала толчок регионам к саморазвитию, потому ее значение не стоит недооценивать.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий