Земская реформа Александра 2

Земская реформа 1864

Земская реформа Александра 2 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из Великих реформ 1860—1870-х годов, наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Это комплекс преобразований в системе управления уездными и губернскими землями, дававший им право созывать собственные органы самоуправления и самостоятельно решать хозяйственные вопросы в регионах.
Причины введения земской реформы
1861 год - императором Александром 2 была проведена крестьянская реформа и утверждено «Положение об отмене крепостного права», что повлекло за собой существенные изменения в экономике и системе управления. Крестьянство, не привязанное больше к помещику, могло свободно перемещаться, создавать свои хозяйства и принимать участие в общественной жизни.

Для более активного и эффективного развития новой экономической системы, следовало создать такую систему управления, которая бы могла отвечать местным нуждам и была приближена к экономическим реалиям региона. Раньше же регионы получали приказы из центра, зачастую такие приказы довольно долго доходили до областных центров или не доходили вовсе, что приводило к принятию неверных решений.
Создание и введение земской реформы
Идея дать губерниям некоторую самостоятельность в принятии решений зародилась еще во времена Александра 1, но до проведения раскрепощения крестьян строгой необходимости в ней не было. Во времена Александра 1 разработкой такого проекта занимался Михаил Михайлович Сперанский, которому поручалось проведение крупных преобразований в системе государственного управления. Проект был разработан и предполагал создание уездных дум, в которые бы входили делегаты из местных жителей, выбираемые не по сословному признаку, а по имущественному. К сожалению, реформа не была принята.
При Александре 2 проект Сперанского был принят за основу нового проекта реформ, но в него были внесены существенные изменения. Но основная идея реформы – отдать управление регионами в руки самих регионов – осталась, так как программы, составляемые центральным управлением и которым следовали чиновники довольно часто были попросту бесполезными, так как у них не было ничего общего с реальной обстановкой на местах.
Содержание земской реформы
Наряду с земской провели и городскую реформу. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане из местного населения (вне зависимости от сословия).
Для упрощения процесса выбора членов совета, были созданы курии – особые разряды, на которые делились все граждане, которые желали принимать участие в выборах. Курии подразделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего курий было три:
• курия уездных землевладельцев;
• курия городских избирателей;
• курия от сельских обществ.
Основной идеей создания такого рода разделения было то, чтобы в местные думы могли попасть представители всех сословий. На практике же все оказалось сложней.
Формально согласно реформе, в выборах мог принимать участие человек любого сословия, но было одно ограничение – право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря чему, на практике, в местные органы могли попасть представители высшего дворянского сословия, обладавшие значительным имуществом, а не крестьянство, у которого ничего не было.
Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Но земства и управы на местах не имели никаких серьезных политических функций. В действительности они не занимались решением серьезных вопросов, а решали хозяйственные и бытовые дела уездов – строительство дорог, школ, больниц, внешнее обустройство и т. д. Земства также занимались сбором налогов на местные нужды.
Власть местных органов самоуправления была довольно ограничена, они были в подчинении губернаторов, министров и императора, потому как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительного эффекта все равно удалось достичь и земства начали появляться во всем государстве.
Итоги земской реформы
Однако несмотря на недостатки земской реформы, она все же смогла оказать значительное влияние на экономику. Создание земств активно поддерживалось гражданами и сторонниками конституционного строя, воспринимавшими эту реформу как зарождение демократического строя.
Земства помогли в значительной степени улучшить уровень образования на местах, начала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление государством стало более простым, потому как высшие органы были освобождены от необходимости заниматься мелкими бытовыми вопросами.
К сожалению, земскую реформу принято считать одной из самых неудачных реформ Александра 2, потому как она была недостаточно хорошо продумана. Несмотря на идею отделения местной власти от общегосударственной, этот процесс прошел не в полной мере. Государственная власть и чиновники не желали делить власть, потому земские думы осуществляли только ограниченный круг стоящих перед ними задач. А обсуждать и решать задачи государственной важности местными думами было запрещено и могло привести к роспуску думы.
Несмотря же на все недостатки, земская реформа дала толчок регионам к саморазвитию, потому ее значение не стоит недооценивать.





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги