Меншиков Александр Данилович

А. Д. Меншиков (Биография)

Александр Данилович Меншиков (рожд. 6 (16) ноября 1673 г. - смерть 12 (23) ноября 1729 г.) - сподвижник и фаворит Петра 1., русский государственный и военный деятель. Светлейший князь Ижорский (1707 г.) Генерал- губернатор Санкт-Петербурга, генерал - фельдмаршал (1709 г.), при Петре II — генералиссимус морских и сухопутных войск (1727 г.) В течении нескольких лет был президентом Военной коллегии. После смерти Петра 1, с помощью гвардии, помог взойти на престол Екатерине 1 и стал фактическим правителем России. В результате дворцовых интриг А. Д. Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны и сослан с семьей в г. Березов.
Происхождение. Ранние годы
Его происхождение темно, но подданный в России, в независимости от происхождения, становится «большим» лишь тогда, когда он в фаворе. В конце 1680-х гг. Алексашка понравился молодому Петру, и это полностью изменило его судьбу: он становится царским денщиком, а после – порученцем. Царь любил Меншикова, делил с ним стол, вечную свою дорогу, трудности и, как многие подозревали – постель. Меншиков был талантлив. Он был тем человеком, тип которого культивировался царем: преданный Петру, усердный в учебе, отважный в бою, любящий море и корабли, был неутомимым в работе, стойким в беспрерывных попойках, покладистым и необидчивым в общении.

Возвышение
Меншиков сопровождал царя в Великом посольстве в Европу, путешествовал вместе с Петром 1 по Пруссии, Англии, Германии и Голландии. В последней вместе с государем почти полгода успешно обучался кораблестроительному делу. С этого времени между царем и его верным соратником и фаворитом устанавливается тесная дружеская связь.
В течении долгого времени Александр Данилович не занимал никаких официальных постов, однако благодаря близости к государю оказывал значительное влияние на государственные и придворные дела. Последующие годы смогли показать, что царский денщик благодаря своим природным дарованиям обладал несомненным талантом военного и государственного деятеля, редкой энергией и работоспособностью.
Военачальник
Александр Данилович Меншиков принимал участие в Азовских походах 1695 и 1696 гг., отличился при взятии турецкой крепости Азов.
1698 год - после стрелецкого бунта участвовал в розыске и массовых казнях стрельцов-«смутьянов». Тогда-то и начался стремительный взлет Меншикова в ближайшем царском окружении. На первых порах русский самодержец пожаловал своему фавориту чин сержанта Преображенского полка. 1700 год - он получил звание поручика бомбардирской роты этого же полка, в которой царь числится капитаном.
Восхождение Меншикова на полководческий олимп связано с длительной Северной войной 1700-1721 годов против Шведской империи. Он принимал участие во многих ее важных событиях, не однократно проявлял образцы высокой воинской доблести и бесстрашия, став прославленным военачальником русской драгунской кавалерии. Его личные заслуги в войне Российской империи против Швеции общеизвестны и несомненны.
1702 год, осень - во время взятия шведской крепости Нотебург (Орешек) Меншиков смог показать себя отчаянным смельчаком. На глазах государя в белой распахнутой на груди рубахе он отважно лез в самый огонь. Так, как трофей, Меншиков «взял» свое первое «кресло» – став комендантом этой крепости, названной Шлиссельбург, срочно ее отремонтировал… Словом, на деле смог доказать, что не зря ест царский хлеб.
1703 год - он был назначен губернатором Ингерманландии, а поздней — первым генерал-губернатором Петербурга. Он был на своем месте: умен, деловит, памятлив, инициативен. Таких людей было мало, и Петр их особенно ценил, прощая им многие их прегрешения.
Самодержец оценил заслуги ингерманландского губернатора. Он производит его в генерал-поручики и награждает только что учрежденным орденом святого Андрея Первозванного. Больше того, по настоятельной просьбе русского царя император Леопольд I возводит «баловня судьбы» в графское достоинство Священной Римской империи, вот таким образом сын придворного конюха стал блестящим российским аристократом.
Петр передал ему так называемую Ижорскую канцелярию и многие общегосударственные доходы. На этом высоком государственном посту Александр Данилович деятельно руководил строительством города на Неве, который станет впоследствии столицей России, морской крепости Кронштадт, корабельных верфей на реках Нева и Свирь и Главного адмиралтейства, внося свою немалую лепту в создание Балтийского флота.
Надо признать, что высокие награды фаворита царя соответствовали его боевым заслугам. Он в особенности прославился своими действиями под польским городом Калишем. Там 18 октября 1706 г. генерал Меншиков во главе 10-ти тысячной русской армии наголову разбил шведский корпус генерала Мардефельда и польских противников короля Августа. Это была первая крупная победа русского оружия во время Северной войны.
Победа при Калише была одержана благодаря полководческим способностям князя. Царь на радостях пожаловал виновнику торжества военачальницкий жезл по собственноручно составленному чертежу. Драгоценный жезл был украшен большим изумрудом, алмазами и княжеским гербом меншиковского рода.
Перед Полтавской битвой Меншиков смог одержать еще одну победу, разбив шведов в бою под Опошней.
Неоценима заслуга светлейшего князя и в Полтавской битве (1709 г.) Он смог предугадать действия неприятеля и хитроумным маневром обеспечил преимущество русской армии. За победу в Полтавской битве Петр произвел своего верного соратника в фельдмаршалы.
С 1709 по 1713 гг. Меншиков командовал войсками в Польше, Курляндии, Померании. 1714 год - император доверил ему управление территориями Прибалтики, отошедшими к России согласно мирному договору со Швецией.
Злоупотребления
Между тем Александр Данилович Меншиков не хотел довольствоваться теми богатствами и титулами, которые давала ему верная служба царю. И грехов у Меншикова было не меньше чем доблестей. Выскочка из низов, он с жадностью искал признания посредством богатства, чинов, титулов и наград. Однако не только гордыня владела душой царского любимца. Он был нечист на руку, оказался редкостным даже по российским меркам стяжателем и казнокрадом, а потому смог скопить невероятные богатства. Множество раз его ловили за руку, но от эшафота и кнута его спасала любовь государя и умение раскаяться, добровольно сдать в казну все, что было им наворовано.
• В ходе кампании в Германии, где он в союзе с датчанами и пруссаками выбивал шведов из их померанских крепостей, разразился громкий скандал. Захватив одну из важных шведских крепостей, не передал ее, как было до этого оговорено с датчанами, а… продал за миллион талеров королю Пруссии. Петр был вынужден отозвать светлейшего. Наверно, и деньги у него отобрал! Может быть, это так и было задумано, но с тех пор Меншиков редко покидал Россию.
• Именно Александр Данилович подсказал царю, как поправить дела, когда вдруг выяснилось, что государственная казна практически пуста: Петр с фаворитом начали попросту выпускать больше денег, то есть произвели девальвацию полновесного рубля. Это был первый опыт подобного рода. Результат очень понравился. Денег стало много. А то, что они уже ничего не стоили, — так это были проблемы населения. Государство на «удешевлении рубля» хорошо заработало.
• Немало Меншиков смог нажить и на операциях с поставкой хлеба в молодую столицу Российской империи. Вроде бы делалось это также для блага государства. По документам он нажил смехотворные суммы. Тяжеловесный доход лег в карманы светлейшего князя без всяких бумаг. Закупленный им хлеб «помок и попортился», то есть не дошел до городских жителей, или предприимчивый царедворец закупил порченый хлеб, или он купил воздух, то есть оформил фиктивную сделку. Хлебные поставки так полюбились Александру Даниловичу, что он в компании с другими вельможами заключил сделки еще и с Казанской и Московской губерниями. Доходы от сделок был превосходным — больше 60-ти процентов прибыли, а точней 48 343 рубля. Хлебное дело русскому самодержцу не понравилось, и за злоупотребления и мошенничество двух подельников царского фаворита, сенаторов Волконского и Опухтина, высекли прямо в Сенате. А светлейшему удалось выйти сухим из воды и на этот раз. Отделался штрафом.
• Обвиняли князя и в перерасходе казенных средств. Только вот доказать этот перерасход было невозможно. К примеру, по высочайшему повелению послал он для подкупа герцога Мальбрука портрет Петра ручной работы с алмазами и другими драгоценностями, указал стоимость в расходах казны в 10 тыс. рублей. Кто проверит?

• Самое, конечно, забавное, — это инкриминируемое светлейшему дело о трофеях. Меншиков считал, что часть награбленного русскими войсками принадлежит ему лично. Поэтому после Полтавской битвы он не побрезговал взять с обоза 20939 ефимок, а потом предпочитал не воровать. Попросту, когда армия шла брать какой-то из зарубежных городов, Александр Данилович предлагал сделку: или платите взятку, и тогда армия никого не грабит, или ждите, дорогие граждане, когда мы начнем мародерствовать. И разумеется, богатые западные города предпочитали сунуть светлейшему на лапу, только бы не грабили. Таким вот оригинальным способом князь получил с города Мекленбурга 12 тыс. талеров, с города Шверина — 12 тыс. талеров, с Гданьска — 20 тыс. талеров, с Гамбурга — 10 тыс. червонцев, с Любека — 5 тыс. червонцев, несколько тысяч полновесных золотых оказались в его кармане и за земли Померании и Голштинии. Чем не заработок?
Император, которому донесли о художествах князя, простил боевого товарища по случаю рождения наследника. Долги и прегрешения были забыты. Единственное, что он приказал: следствия по Меншикову не прекращать. Уж ему-то не знать, что фельдмаршала надо все время держать на крючке, иначе его аппетиты будут непомерно расти.
Но не всегда небо было безоблачным над головой Александра Даниловича Меншикова. Подчас государь бывал суров к нему. Все аферы, «жульства» и махинации светлейшего князя быстро становились ему известны, и в 1723 г. Меншиков смог ощутить растущее раздражение императора, уставшего «подтирать» за непрерывно «гадившим» любимцем. Но на сей раз за любимца заступилась супруга Петра, императрица Екатерина – бывшая любовница князя. Их связывало нечто большее, чем память о поросшем быльем романе. Они, выходцы из низов, были одинокими в толпе родовитой знати, ненавидимые всеми в завистливом придворном мире, а потому держались друг за друга, боясь пропасть поодиночке.
Личная жизнь
Меншиков содействовал императору не только в военных делах, но и в личной жизни. В частности, он помогал ему избавиться от нелюбимой жены Евдокии Лопухиной. После нее государь какое-то время был близок со своей первой любовью, Анной Монс, но с 1704 г. его сердце принадлежало ливонской пленнице Марте Скавронской, которая в последствии станет императрицей Екатериной 1. Девушка жила в доме светлейшего и была с ним близка. Там самодержец с ней и познакомился. Связь Марты Скавронской с Петром и ее постепенное возвышение, которое закончилось бракосочетанием, сильно отразилось на жизни фаворита. В 1706 году государь заставил его узаконить их близкие отношения с Дарьей Михайловной Арсеньевой, которая с родственницами входила в близкий кружок Екатерины и сестры Петра, Натальи.
После смерти Петра 1
После смерти царя Меншиков, заручившись поддержкой гвардии, помог взойти на престол жене покойного императора, Екатерине. С 1725 по 1727 гг. фельдмаршал фактически управлял государством. Екатерина 1 полностью ему доверяла. Чтобы упрочить свое положение, светлейший князь уговорил Екатерину дать согласие на брак его дочери Марии с внуком Петра Великого – наследником российского престола, будущим императором Петром II.
В таком случае светлейший после смерти Екатерины стал бы регентом при несовершеннолетнем государе. Его планам, не суждено было сбыться. В 1727 году императрица умерла.
И тут светлейший, до сих пор не допускавший в своей борьбе за власть ни одной стратегической ошибки, оступился. Он доверил воспитание Петра II графу Остерману, которого считал своим другом. Но тот не собирался отдавать власть в государстве князю и стал настраивать будущего государя против Меншикова. В это же время светлейший тяжело заболел и более чем на два месяца фактически выпал из дворцовой жизни. Молодому императору успели внушить, что князь планировал сделать из него марионетку и стать фактическим правителем.
Меншиков был заключен под стражу, а с арестом вышел и указ гвардейским полкам не слушать Меншикова и не подчиняться ему. Князь написал письмо царю с просьбой уехать на Украину — но в ответ получил приказ о лишении дворянства, орденов, званий и конфискации имущества.
В сентябре его отправили в ссылку в имение Раненбург; после, лишенного оставшегося имущества, — в сибирский городок Березов неподалеку от Тобольска. Жена Меншикова, Дарья Михайловна умерла в дороге. В Березове Меншиков сам при помощи восьмерых верных слуг выстроил себе дом и церковь поблизости. 1729 год - в Сибири бушевала эпидемия оспы, и от нее Александр Данилович Меншиков умер 23 ноября 1729 года в возрасте 56-ти лет. Он был похоронен у той самой церкви, которую построил своими руками.
О Меншикове, сосланном в Березов, довольно быстро забыли. У трона уже были другие фавориты.
Раньше него скончалась несостоявшаяся жена царя, Мария. Двое других его детей были восстановлены в правах и возвращены из ссылки императрицей Анной Иоанновной.





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги