Годунова Ксения Борисовна. Биография царевны
Царевна Ксения Годунова
Ксения Борисовна Годунова (в иночестве Ольга) (рожд. 1582 г. - смерть 30 августа 1622 г.) — русская царевна, дочь царя Бориса Федоровича Годунова (см. Борис Годунов). Внучка Малюты Скуратова (см. Малюта Скуратов). Была названа в честь преподобной Ксении Миласской.Ранние годы
Как и брат Федор девушка получила хорошее по тем временам образование (обучена «писанию книжному», хорошо разбиралась в музыке и даже писала песни), для чего ее отец приглашал иностранных учителей, отличалась красотой и умом. Согласно описанию современников, была среднего роста, белая и румяная, с черными волнистыми волосами и большими черными глазами; царевну называли «красивейшей».Царь Борис Годунов
Когда Борис Годунов был избран на Московский престол Ксении исполнилось 16 лет. 1598 год, 30 апреля - при торжественном вступлении нового царя в Москву, она шла рядом с отцом и братом, с ними была на богослужении в Успенском соборе и вступила в первый раз в царские палаты.Везде царевна упоминается наряду с братом Федором: в крестоцеловальной грамоте те кто присягал давали клятву оберегать здоровье государевых детей, в молитве перед заздравной чашей просили о здравии "царских детей". Борис Федорович мечтал о блестящей партии для своей любимой дочери и известно несколько брачных проектов с иностранными государями.
Женихи царевны
Первый жених царевны - шведский принц Густав, который прибыл в Москву в 1598 году, брак не состоялся из за отказа жениха изменить веру.1602 год - герцог Датский Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский, брат короля Христиана IV прибыл в Москву. Герцог своей внешностью и манерами очаровывал царевну и произвел впечатление на ее отца.
Молодой красавец и богач, принял все условия и даже стал изучать русские обычаи. Согласно традициям, жених и невеста не должны были видеться до свадьбы, ибо «московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти», потому Ксения с матерью видели жениха лишь в смотровое окошко.
Накануне свадьбы царское семейство уехало в Троице-Сергиеву лавру, на богомолье. В течении девяти дней Борис Годунов с Марией Скуратовой-Бельской и детьми молились, прося благословения для союза Ксении с Иоанном. Однако, то ли Господь не благословил этот союз, то ли злой рок навис над царевной, только 29 октября 1602 г. жених скончался в Москве, заболев неожиданно и неотвратимо, так и не увидав невесты. О смерти герцога Борис Федорович сам сказал дочери, это сообщение она восприняла очень болезненно.
Царь тогда начал вести брачные переговоры с Шлезвигским герцогом Филиппом, пробовал искать жениха для дочери и на православном востоке, в Грузии, откуда ему прислали описание грузинского царевича Хозроя. Все эти переговоры были прерваны появлением Лжедмитрия (см. Лжедмитрий I). Ходили слухи что, в эти тяжелые времена руку дочери Годунов сулил Басманову.
После смерти царя Бориса
1605 год, 13 апреля - умер царь Борис, это стало поворотным пунктом в судьбе Ксении. Ей присягнула Москва наряду с Федором Борисовичем и матерью его, а спустя полтора месяца, когда толпа ворвавшись в Кремль свергла Годуновых, Ксению отправили с родными в их прежний боярский дом.Через несколько томительных дней, 10 июня, на ее глазах были убиты мать и брата, а ее бесчувственную, по приказанию Лжедмитрия, отвезли в дом Массальского. Невозможно даже представить, что могла чувствовать она, понимая, что ее отдают на поругание самозванцу, по приказанию которого были убиты ее родные, человеку, внушавшему ей омерзение и своими поступками, и своей наружностью. Со слов современников, самозванец был приземистым, небольшого роста, широк в плечах, почти без талии, с короткой шеей и огромными руками разной длины. Лицо у него было грубым, желтым, безусым, глаза маленькие, взгляд колючий, толстый нос по форме походил на башмак, а возле носа росли две большие синие бородавки.
Самозванец опозорил царевну и этот позор Ксении оплакан в сказании князя Катырева Ростовского. Согласно свидетельству отечественных и иностранных современников, Лжедмитрий держал царевну у себя наложницей в течении целых шести месяцев. Голландский дипломат Исаак Масса, который жил в те времена в Москве, рассказывал, что самозванец предавался безудержному разврату. Ему тайно приводили хорошеньких девушек и монахинь, к которым, если ни уговоры, ни деньги не помогали, применялось насилие. Исаак Масса писал о Лжедмитрие:
«Он был распутником, ибо всякую ночь растлевал новую девицу, не почитал святых инокинь и множество их обесчестил по монастырям, оскверняя таким образом святыни»
Юрий Мнишек в письме своем упрекнул будущего зятя в близости к нему дочери Годунова: «Так как известная царевна, дочь Бориса Годунова, живет вблизи вас, то по моему и благоразумных людей совету благоволите ее удалить и отослать подалее». Перед прибытием Марины (см. Мнишек Марина) Ксения была пострижена в монахини, под именем Ольги, и удалена в один из Белозерских монастырей.
Монахиня Ольга
Лжедмитрия I убили (см. Смерть Лжедмитрия I) 17 мая 1606 г. в результате дворцового переворота, организованного дворянами-заговорщиками и поддержанного народом. О дочери Годунова вспомнил царь Василий Шуйский (см. Шуйский Василий Иванович).Для укрепления авторитета власти и что бы дискредитировать идею «доброго царя Дмитрия», по велению Шуйского останки семьи Бориса Годунова торжественно перенесли из Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиевский. Гробы с прахом царской семьи бояре и монахи несли на руках, а Ксению Борисовну Годунову везли следом в закрытых санях. Она громко плакала и причитала. Очевидец Конрад Боссов привел в «Московской хронике» ее причитания:
«О горе мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, который называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь наш род, теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя нашей земле. Осуди его, господи, прокляни его, господи!»Переводимая из монастыря в монастырь, Ксения — инокиня Ольга — была в Троице-Сергиевой Лавре во времена знаменитой осады. Об этих временах, от 29 марта 1609 года сохранилось письмо ее к тетке. Ксения Борисовна Годунова описывала страшный мор и нужду, которую испытывали осажденные, а также беспорядки, происходящие в Лавре. О себе упоминала, что она со своими старицами больна и с часу на час ожидает смерти.
В том же году, в июле инокиня Соломонида, служанка царевны, извещая мать об успешно отбитом приступе и ослаблении эпидемии, написала, что по милости царевны им не приходится терпеть нужды и что Ольга (Ксения) дала рубль на похороны одного их знакомого, которого не на что было хоронить.
После того как осада Троице-Сергиевского монастыря завершилась, Ксению вместе с племянницей Ивана Грозного (см. Смерть Ивана Грозного), Марией Владимировной, перевели в московский Новодевичий монастырь. Но и там ей не было покоя. 1611 год, август - монастырь был взят приступом и разграблен казаками Ивана Заруцкого. Одна из грамот тех времен свидетельствует:
«Когда Ивашко Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли, они церковь Божию разорили, и черниц, королеву, дочь князя Владимира Андреевича, и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде и зрети не смели, ограбили донага, и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали, а как пошли из монастыря, и церковь и монастырь выжгли».
Смерть
После несчастную царевну вместе с другими монахинями отправили обратно во Владимирский Княгинин монастырь. И с того времени о ней не было ничего слышно вплоть до 1622 г., когда она умерла. Ксения Борисовна Годунова завещала похоронить себя рядом с родными, и последнее желание ее исполнили: тело было перевезено в Троице-Сергиевский монастырь и похоронено рядом с могилами отца, матери и брата у входа в Успенскую церковь.ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий