Самолет «Максим Горький» (АНТ-20). Катастрофа. Причины


«Максим Горький» (АНТ-20)

Самолет «Максим Горький» (АНТ-20) - отечественный 8-ми моторный агитационный самолет. Построен в 1934 году; в те времена - самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. 1935 год, 18 мая - потерпел катастрофу.

Из истории

С началом ХХ столетия пришла мода на гигантизм. Человечество начало создавать огромные морские лайнеры, дирижабли. Конечно, Советский Союз хотел быть первым во всем. 1933 год, 4 июля - началось строительство самолета-гиганта, который назвали в честь великого пролетарского писателя «Максим Горький».
Но увы, ему было суждено взлететь лишь несколько раз. Но разгадка гибели самолета «Максим Горький» принесла такую сенсацию, что о ней предпочли позабыть…
1933 год - Горький отмечал юбилей литературной и общественной деятельности. Идея создания самолета в его честь принадлежит самому отцу народов. Ведь Сталин ожидал, что Горький с присущим ему талантом сможет написать о нем такое же пронзительно-восторженное произведение, как когда-то о Ленине. Так что присвоенное самолету-гиганту имя писателя было своего рода заведомой благодарностью.

Создание самолета-гиганта

С подачи вождя знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым был организован для постройки самолета всенародный сбор средств через газету «Правда» и Всесоюзное радио, где он работал. В те времена такого рода «подписки» на сумму, равную то одной, то двум заработным платам, были в большой моде. То, что люди, и так живущие от зарплаты до зарплаты, оставались без денег, мало кого интересовало. Главное – всенародный энтузиазм, сдобренный, разумеется, начальственным окриком: не подпишешься – уволим с работы.
И вот, в кратчайшие сроки смогли собрать 6 миллионов рублей – сумма астрономическая, которая с лихвой перекрывала стоимость будущего гиганта самолетостроения. И началась работа. Проект создавался в авиаконструкторском бюро под руководством А. Н. Туполева. Строили самолет опять же в наикратчайшие сроки: с 4 июля 1933 года по 3 апреля 1934.

Полеты

И уже 1934 год, 17 июля - знаменитый летчик-испытатель М. Громов впервые поднял самолет-гигант в воздух. Он оказался довольно послушным и устойчивым в полете. Уже спустя 2 дня, когда Москва торжественно встречала героев-челюскинцев (см. Пароход «Челюскин»), чудо самолетостроения пролетело над Красной площадью в сопровождении 8 истребителей. На его гигантском фоне они казались просто букашками. Страна ликовала – это был еще один прорыв.
Затем в полет были взяты иностранные журналисты, и они, захлебываясь от восторга, описали внутренние помещения самолета, которые были до отказа набиты суперсовременной в то время техникой. Ведь, кроме роскошно оборудованных пассажирских салонов, буфетов и туалетов, на лайнере были предусмотрены гостевые каюты с прозрачным полом (чтобы можно было видеть работу двигателей), телефонная станция, пневмопочта, киноустановка и радиостудия. И уж совсем высшим форсом была фотолаборатория и портативная типография, которая имела возможность выпускать газету-малотиражку прямо в воздухе. «Такое впечатление, – писала зарубежные СМИ, – что Советы решили жить прямо в воздухе!»

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики:
• Экипаж - 5 чел;
• Пассажировместимость - 48 чел;
• Длина - 33 м;
• Размах крыла - 63 м;
• Высота - 12,80 м;
• Максимальный взлётный вес - 42 тыс. кг;
• Масса топлива во внутренних баках - 7150 кг;
• Мощность двигателей - 8×900 л. с.
Лётные характеристики:
• Практическая дальность: 1200 км;
• Практический потолок: 4500 м;
• Максимальная скорость: 220 км/ч;
• Крейсерская скорость: 198 км/ч;
• Автопилот отечественной конструкции (впервые в мире).

Самолет «Максим Горький» - катастрофа

1935 год, 18 мая - в полдень должен был состояться показательный полет самолета «Максим Горький» над Москвой. Помимо 11-ти человек экипажа летели инженеры, техники и рабочие, создавшие это чудо техники с семьями (официально 37 человек, но на борт село 49, в том числе 6 детей). Весь полет было решено заснять. Кинопленка – лучшая реклама тех времен, которую, растиражировав, можно разослать по всему свету.
В сопровождение было выделено 2 самолёта - 2-х местный Р-5 управляемый лётчиком Рыбушкиным и истребитель И-5 под управлением испытателя Николая Павловича Благина. Опытного оператора Щекутьева вместе с ворохом пленки посадили на И-5. Перед Благиным была поставлена задача: по замыслу кинодокументалистов, ему следовало во время съёмок летать рядом с воздушным-гигантом, чтобы зрители могли оценить разницу в размерах.
Ну а дальше в московском небе разыгралось непредсказуемое и роковое шоу. Благин совершенно неожиданно под пристальным взглядом кинокамер стал облетать гигант, делая вокруг него фигуры высшего пилотажа. Сделал «мертвую петлю» справа и перешел налево, приноравливаясь к левой «петле». Вот тут и случилась трагедия.
В верхней точке истребитель завис и, теряя скорость, свалился вниз на медленно проплывающего под ним гиганта. Самолет Благина, врезавшись, выбил ударом средний мотор. Тот упал вниз, а истребитель застряла в появившемся рваном отверстии крыла. АНТ-20 этот жуткий таран смог выдержать. Затем у истребителя оторвался хвост, который нанес уже смертельный удар по гиганту, врезавшись в органы управления.
АНТ-20 начал разваливаться прямо в воздухе и, как сообщалось ТАСС, «перешел в пике и упал на землю отдельными частями в поселке Сокол в районе аэродрома». Экипажи обоих самолетов и пассажиры-гости «Максима Горького» погибли.

Причины катастрофы. Версии

• В официальном заключении о трагедии вина возложена на «воздушного хулигана» Благина. В сообщении ТАСС сказано: «Несмотря на категорическое запрещение делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета «Максим Горький» на высоте 700 м». Словом, чудо самолетостроения и людей сгубил бесшабашный и безответственный лихач, решивший покрасоваться на свой страх и риск.
Вот только мог ли Н. П. Благин, ведущий летчик-испытатель при ОКБ А.Н. Туполева, совершить столь безответственный поступок на свой страх и риск – без чьего-либо приказа?! Не зря же были приглашены киношники – это был рекламный полет.
Когда исследователи пытались отыскать даже полетный лист рокового вылета, где должны были быть и роспись полета и приказы, его не нашли. Потерялся очень кстати… Но тогда выходит, что вину за трагедию переложили на плечи невиновного человека, выполнявшего приказ. А о том, что лично ему этот приказ не нравился, рассказывала в последствии его супруга Клавдия Васильевна. Накануне полета Благин обронил: «Не нравится мне эта затея!..»
И еще одно доказательство вины не летчика, а высшего руководства, отдавшего роковой приказ. Удивительно, но «хулиган-убийца» Благин был похоронен вместе со всеми погибшими – с почетом на Новодевичьем кладбище. Руководил церемонией Хрущев. Он и позвонил Сталину: «Как хоронить Благина?» Вождь помедлил и сказал: «Как всех. И пенсию вдове, как и другим». Выходит, сам знал, что Благин не виноват. Может, он и отдал тайный приказ – покрасоваться перед кинохроникой?..

• Но и на этом запутанная история гибели самолета «Максим Горький» и тайны Николая Благина не заканчиваются. 1935 год, 12 сентября - парижской газетой русских эмигрантов было перепечатано из небольшой польской газетки «Меч»… предсмертное письмо летчика. Оказывается, Благин – совсем не из рабочего класса, а сын потомственного дворянина, полковника царской армии. Больше того, советский летчик – ярый ненавистник коммунистического строя, и, врезавшись в АНТ-20, Благин вполне осознанно собирался погубить хотя бы полсотни членов коммунистической партии. На сегодняшний день это письмо признано фальшивкой. Скорей всего, оно написано политическим эмигрантом-журналистом с целью использования гибели советского флагмана авиации в политических целях.
• Но существует и такая версия. Научный сотрудник Исторического музея Л. Кудрявцева, которая опубликовала загадочное послание, подчеркнула, что польская газета гарантировала подлинность письма. Кудрявцевой была выдвинута вполне правдоподобная гипотеза: совершить полет на борту АНТ-20 хотел и сам Сталин вместе с Орджоникидзе, Молотовым, Кагановичем и другими высокопоставленными чиновниками.
Может быть, Благин, когда узнал, что приглашены киношники, решил, что высшее руководство страны приедет именно на этот полет? Вероятно, он думал, что вожди пролетариата не захотят лететь вместе с простыми рабочими и техниками и их оставят на земле? Тогда его «смертельная петля» не глупость, лихость и неумелость, а ясное и продуманное политическое действие – некий акт возмездия. Но это лишь в том случае, если предсмертное письмо – подлинное…




ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги