Пётр Великий (броненосец). История. Описание


Броненосец «Петр Великий»

Броненосец «Петр Великий» - первый броненосец российского флота; в строю с 1877 года. С начало XX века учебно-артиллерийский корабль, с 1923 года - минный плавучий склад. 1959 год - исключен из состава флота.

Из истории

Главным энтузиастом броненосного кораблестроения был контр-адмирал А.А. Попов – принимал участие в Крымской войне, командующий одной из ходивших в США эскадр.
Именно им в 1867 году была возглавлена разработка проекта «монитора-крейсера», пригодного не только для обороны своих берегов, но и для походов к чужим. Корабль, было решено назвать «Крейсер».

Строительство

1869 год, 1 июня - на верфи Галерный остров был заложен крупнейший броненосец. Рассчитывали на то, что на постройку корпуса уйдет 2 года. Любопытный факт, торжественная церемония, которая была посвящена официальной закладке, прошла только в июле 1870 года. К тому времени заводу Берда заказали изготовить паровую машину.
Корпус, который стоял на стапеле, в конце 1871 года осмотрел известный английский кораблестроитель Э. Рид, предложивший внести некоторые изменения в конструкцию. Не раз что-то изменял и совершенствовал и сам Попов. В результате подготовить судно к спуску на воду смогли лишь к 27 августа 1872 года. К тому времени броненосец переименовали, в честь 200 летия со дня рождения Петра I, в «Петр Великий» (см. Смерть Петра I).

Следует отметить то обстоятельство, что корабль было решено вооружать не первоначально запланированными гладкоствольными 508 мм «чудовищами», а самыми современными в то время 305 мм нарезными казнозарядными орудиями крупповского образца (официально – «двенадцатидюймовое орудие образца 1867 года»).
Артиллерию русские заводы изготовили, а вот с броней возникли проблемы. Морское министерство было вынуждено заказывать броневые плиты в Англии. Вышло вполне удачно: англичане выполнили работу качественно и с небольшой задержкой. Один сбой имел место во время транспортировки, когда одно судно, в числе прочих грузов доставлявшее 6 броневых плит, затонуло в Северном море во время шторма. Для достройки в 1872 году, корабль был переведен в Кронштадт. Там на броненосец установили разные механизмы, оборудование, броню.

Испытания

1874 год, осень - состоялся первый выход на испытания, потом наступила зима. 1875 год, лето - начались проблемы с механизмами и в особенности винтами. В результате на момент прекращения кампании судно стояло без винтов и с готовыми к установке, но не установленными башнями. В 1876 году испытания были продолжены, при этом было выявлено неудовлетворительное качество машин. В результате так и не смогли достичь проектной скорости. Для повышения тяги в котлах, даже удлинили трубу на шесть метров, что мало чем помогло. Только после того, как в 1881 году в Великобритании полностью была заменена машинно-котельная установка, а само судно отремонтировали, броненосец стал по-настоящему грозным кораблем.

В ходе испытаний, которые состоялись в начале 1882 году, он имел такие характеристики:
Водоизмещение – 9665 т. проектное, 10 406 т. фактическое;
Ширина - 19,2 м;
Длина - 103,5 м;
Суммарная мощность обеих машин – 8296 л.с.;
Скорость – 14,36 узлов;
Осадка - 8,28 м;
Экипаж – 440 человек.
Бронирование: пояс в средней части – до 365 мм, бруствер – 365 мм, башни – 356 мм.
Вооружение – четыре 305 мм орудия в 2-х башнях, шесть 87 мм пушек и два 381 мм торпедных аппарата.

Служба

Броненосец «Петр Великий» в 1881—1882 годах был в длительном плавании в Средиземное море. Потом на протяжении 10-ти лет он нес обычную службу на Балтике, разнообразившуюся различными учениями да установкой малокалиберной противоминной артиллерии. Зимой 1892—1893 годах на корабле были заменены котлы. К тому времени стало понятным, что судно быстро устаревает, его когда-то мощная артиллерия утрачивает свое значение, а броня уже не способна противостоять снарядам новых пушек. Было предложено несколько проектов модернизации корабля, однако по различным причинам ни один из них так и не был воплощен в жизнь. С 1898 года старый броненосец находился в Кронштадте, его судьба решилась только в 1903 году.

Учебно-артиллерийский корабль

«Петр Великий» было решено превратить в учебно-артиллерийский корабль, поснимав с него старые башни и броню. Работы были начаты в 1904 году, но Русско-японская война и последовавшая во время ее гибель флота, революционные потрясения, тяжелейшее финансовое положение России – все это не поспособствовало намеченному ходу работ. Как результат капитальная перестройка была завершена только в 1907 году. С началом кампании 1908 года Балтийский флот пополнил столь нужный для подготовки комендоров корабль.

Минный плавучий склад

Во время Первой мировой войны «Петр Великий» стал плавбазой подводных лодок и концу 1917 года находился в Гельсингфорсе. Когда весной 1918 года начался знаменитый Ледовый поход Балтфлота, судно благополучно перешло в Кронштадт, где и оставался до конца Гражданской войны.
1921 год, 21 мая - корабль был исключен из состава флота и сдан на хранение в порт, а после был разоружен и переформирован в минный «Блокшив №1» Кронштадтского военного порта.
1924 год - во время печально известного наводнения блокшив был выброшен на мель, а спустя 3 года его сняли и начали снова использовать в качестве плавучего склада мин заграждения.
1932 год - бывший броненосец получил новое обозначение – «Блокшив №4». Его служба в качестве плавучего склада и общежития продолжалась долго – до 1959 года, когда последовало решение о его сдаче на слом.

Заключение

Постройка броненосца «Петр Великий» стала этапным событием для российского флота, мощь корабля была оценена моряками и кораблестроителями всего мира. Британские журналисты даже начали утверждать, что разработку проекта осуществил их соотечественник – Эдвард Рид. Самом Рид – человек заслуженный и не претендовавший на чужие лавры, был вынужден выступить с опровержениями. Следует отметить, известный кораблестроитель очень высоко оценил «Петра Великого» и даже заявил однажды, что тот: «…может абсолютно свободно идти в любой порт Англии, поскольку он сильней, чем всякий из наших собственных броненосцев».



Н. Кузнецов
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги