Пётр Великий (броненосец). История. Описание
Броненосец «Петр Великий»
Броненосец «Петр Великий» - первый броненосец российского флота; в строю с 1877 года. С начало XX века учебно-артиллерийский корабль, с 1923 года - минный плавучий склад. 1959 год - исключен из состава флота.Из истории
Главным энтузиастом броненосного кораблестроения был контр-адмирал А.А. Попов – принимал участие в Крымской войне, командующий одной из ходивших в США эскадр.Именно им в 1867 году была возглавлена разработка проекта «монитора-крейсера», пригодного не только для обороны своих берегов, но и для походов к чужим. Корабль, было решено назвать «Крейсер».
Строительство
1869 год, 1 июня - на верфи Галерный остров был заложен крупнейший броненосец. Рассчитывали на то, что на постройку корпуса уйдет 2 года. Любопытный факт, торжественная церемония, которая была посвящена официальной закладке, прошла только в июле 1870 года. К тому времени заводу Берда заказали изготовить паровую машину.Корпус, который стоял на стапеле, в конце 1871 года осмотрел известный английский кораблестроитель Э. Рид, предложивший внести некоторые изменения в конструкцию. Не раз что-то изменял и совершенствовал и сам Попов. В результате подготовить судно к спуску на воду смогли лишь к 27 августа 1872 года. К тому времени броненосец переименовали, в честь 200 летия со дня рождения Петра I, в «Петр Великий» (см. Смерть Петра I).
Следует отметить то обстоятельство, что корабль было решено вооружать не первоначально запланированными гладкоствольными 508 мм «чудовищами», а самыми современными в то время 305 мм нарезными казнозарядными орудиями крупповского образца (официально – «двенадцатидюймовое орудие образца 1867 года»).
Артиллерию русские заводы изготовили, а вот с броней возникли проблемы. Морское министерство было вынуждено заказывать броневые плиты в Англии. Вышло вполне удачно: англичане выполнили работу качественно и с небольшой задержкой. Один сбой имел место во время транспортировки, когда одно судно, в числе прочих грузов доставлявшее 6 броневых плит, затонуло в Северном море во время шторма. Для достройки в 1872 году, корабль был переведен в Кронштадт. Там на броненосец установили разные механизмы, оборудование, броню.
Испытания
1874 год, осень - состоялся первый выход на испытания, потом наступила зима. 1875 год, лето - начались проблемы с механизмами и в особенности винтами. В результате на момент прекращения кампании судно стояло без винтов и с готовыми к установке, но не установленными башнями. В 1876 году испытания были продолжены, при этом было выявлено неудовлетворительное качество машин. В результате так и не смогли достичь проектной скорости. Для повышения тяги в котлах, даже удлинили трубу на шесть метров, что мало чем помогло. Только после того, как в 1881 году в Великобритании полностью была заменена машинно-котельная установка, а само судно отремонтировали, броненосец стал по-настоящему грозным кораблем.В ходе испытаний, которые состоялись в начале 1882 году, он имел такие характеристики:
Водоизмещение – 9665 т. проектное, 10 406 т. фактическое;
Ширина - 19,2 м;
Длина - 103,5 м;
Суммарная мощность обеих машин – 8296 л.с.;
Скорость – 14,36 узлов;
Осадка - 8,28 м;
Экипаж – 440 человек.
Бронирование: пояс в средней части – до 365 мм, бруствер – 365 мм, башни – 356 мм.
Вооружение – четыре 305 мм орудия в 2-х башнях, шесть 87 мм пушек и два 381 мм торпедных аппарата.
Служба
Броненосец «Петр Великий» в 1881—1882 годах был в длительном плавании в Средиземное море. Потом на протяжении 10-ти лет он нес обычную службу на Балтике, разнообразившуюся различными учениями да установкой малокалиберной противоминной артиллерии. Зимой 1892—1893 годах на корабле были заменены котлы. К тому времени стало понятным, что судно быстро устаревает, его когда-то мощная артиллерия утрачивает свое значение, а броня уже не способна противостоять снарядам новых пушек. Было предложено несколько проектов модернизации корабля, однако по различным причинам ни один из них так и не был воплощен в жизнь. С 1898 года старый броненосец находился в Кронштадте, его судьба решилась только в 1903 году.Учебно-артиллерийский корабль
«Петр Великий» было решено превратить в учебно-артиллерийский корабль, поснимав с него старые башни и броню. Работы были начаты в 1904 году, но Русско-японская война и последовавшая во время ее гибель флота, революционные потрясения, тяжелейшее финансовое положение России – все это не поспособствовало намеченному ходу работ. Как результат капитальная перестройка была завершена только в 1907 году. С началом кампании 1908 года Балтийский флот пополнил столь нужный для подготовки комендоров корабль.Минный плавучий склад
Во время Первой мировой войны «Петр Великий» стал плавбазой подводных лодок и концу 1917 года находился в Гельсингфорсе. Когда весной 1918 года начался знаменитый Ледовый поход Балтфлота, судно благополучно перешло в Кронштадт, где и оставался до конца Гражданской войны.1921 год, 21 мая - корабль был исключен из состава флота и сдан на хранение в порт, а после был разоружен и переформирован в минный «Блокшив №1» Кронштадтского военного порта.
1924 год - во время печально известного наводнения блокшив был выброшен на мель, а спустя 3 года его сняли и начали снова использовать в качестве плавучего склада мин заграждения.
1932 год - бывший броненосец получил новое обозначение – «Блокшив №4». Его служба в качестве плавучего склада и общежития продолжалась долго – до 1959 года, когда последовало решение о его сдаче на слом.
Заключение
Постройка броненосца «Петр Великий» стала этапным событием для российского флота, мощь корабля была оценена моряками и кораблестроителями всего мира. Британские журналисты даже начали утверждать, что разработку проекта осуществил их соотечественник – Эдвард Рид. Самом Рид – человек заслуженный и не претендовавший на чужие лавры, был вынужден выступить с опровержениями. Следует отметить, известный кораблестроитель очень высоко оценил «Петра Великого» и даже заявил однажды, что тот: «…может абсолютно свободно идти в любой порт Англии, поскольку он сильней, чем всякий из наших собственных броненосцев».Н. Кузнецов
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий