Народ чудь. Кто это?

Народ чудь...

На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во многих преданиях сказано о том, что некогда в этих местах проживал древний народ чудь. Такие предания как правило рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине – там, где жили финно-угорские народы, которые у историков и принято называть чудью. Правда, при этом не учитывается то, что эти народы, к примеру коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя их абсолютно другим племенем.
«Еще не так давно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скрываются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» – говорится в «Северных преданиях». Такого рода рассказы характеризуют чудь как чужих, чуждых нынешним жителям и в то же время – как необычных, чудных людей, которые жили давно, но и продолжающих пребывать где-то по соседству. Именно от названия этого древнего народа и произошло русское слово «чудак».
Открытие на Урале в 1970-1980-е гг. древнего города Аркаима и «Страны городов» Синташты в известной степени пошатнуло традиционную версию. Стали возникать версии о том, что чудь – это древние арии (в узком смысле – предки индоиранцев, а в более широком – предки индоевропейцев в целом). У такой версии нашлось немало сторонников среди ученых и краеведов.

«Народная память заселяет древним народом чудь почти все пространство Архангельской губернии. Согласно рассказов поморов из г.Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах», – написал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 г.

Народ чудь в легендах

Предания и поверья этих полулегендарных первопоселенцев российского севера наделяют необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины описываются и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX столетии семейств считали что они их предки.
Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других жителей Севера чудью белоглазой называли мифологических персонажей, близких к европейским гномам. По преданиям, они могли добывать золото и серебро в рудниках. По сей день в Сибири старые, заброшенные рудники называются чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений. Там же получили распространение сказания о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, называвшиеся панами. Можно их называть и волшебниками, потому как они владели тайными знаниями, с помощью которых держали в повиновении свои народ. Проживали паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.
Панами в период шведского нашествия назывались разбойничьи шайки и всякого рода лихой люд, рыскавший по дорогам. Так, складывалось обобщенное понятие, каким называли всех инородцев, от которых приходилось отстаивать свое имущество и которые владели неведомой, чуждой силой, в том числе и магической.
Паны умели повелевать ветрами, дождями, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.
У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, когда-то жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называют лес, жилищем – землянки. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывалось, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не желали покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, уходили в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Только немногие пожелали остаться на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.
А вот что говорится в одном из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда начали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется – Чудской берег».
По сей день на севере много таких курганов. Порой в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.
Поговаривают, чудь временами выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Бывает это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытое место, жмется к жилью людей. Это делают даже волки, потому как очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов.

Из истории

Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» писал: «Чудак'и и чуд'aки, сиб. чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. – народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну только память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака (см. Ермак Тимофеевич) и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли».
В 1924–28 гг. семья Рерихов была в экспедиции в Центральной Азии. В книге «Сердце Азии» Николай Рерих писал, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указав на каменные круги древних погребений, сказал: «Вот тут и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда возвратится счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

В поисках древних кладов

Издавна находились смельчаки, которые пытались разрыть холмы, где якобы скрылась чудь. Такие люди бесследно исчезали. Может быть, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение.
Там, где в прежние времена жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах – в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Порой рядом могут валяться ожерелья из волчьих зубов.
• Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, необходимо произнести священную формулу – заклинание на языке чуди. Есть много легенд об этих кладах, и даже есть указания на конкретные места. К примеру, в Вологодской обл. течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издали напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы находится панский клад. Были смельчаки, нырявшие в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не находили, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули.
• На Вологодчине имеется озеро Красное – небольшое, идеально круглое, будто некий гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем остается ледяной даже жарким летом. Согласно легенды, в озере имеется лестница, уходящая под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном время от времени тонут даже хорошие пловцы.
• В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу расположено заброшенное селение Перевозное. В этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила некогда чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он мог добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного и в наши дни находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками. Камням, может быть, тысячи лет. Но знаки имеются и на стволах деревьев: порой исчезают, иногда появляются снова. Кто их вырезает, неизвестно.
1975 год - на берега Мерзавки прибыли молодые кладоискатели, столичные студенты-историки. Они стали копать землю под валунами, отмеченными знаками. Больше того, им даже было известно заклинание, при помощи которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки нашли в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV столетию. Но они ничего не нашли, кроме 2-х серебряных медальонов, как видно, довольно древних с непонятными знаками. А одного из студентов, 22-х летнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители поговаривали, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те пытались взять их клады. С тех пор никто не делал больше попыток искать сокровища под Перевозным.
• 2000 год - там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Посчитали, что он утонул в болоте, так как труп не был найден. В село возвратился только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Но нрав пса после того изменился: раньше он играл с ребятишками в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, бросался на людей. Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина.
До наших дней дошли летописи, по которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 г. общался с неким Паном, жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители.
Иногда кладоискатели, в течении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Зачастую это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Но золота и каменьев никто так и не смог найти.
Чудские духи в различных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады: «Слуда и Шудякор – чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: “Мимо этого городища поздно вечером не надо ходить – кони затопчут!”»
В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано о «чудском кладе» в Чудской горе на правом берегу Камы. Там растет громадная, немного кривая сосна, а рядом с ней, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти множество раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны склонялись вершинами до земли, и кладоискателям ничего не оставалось как бросать начатое предприятие.
Впрочем, поговаривают, некоторые искатели сокровищ все же проникали в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был до такой степени ужасен, что некоторые кладоискатели, встретившись с ними в подземельях, выходили оттуда абсолютно невменяемыми и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже было тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» – заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки начинают оживать, как только кто-нибудь приближается к сокровищам…


Ю. Подольский
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги