Народ чудь. Кто это?

Народ чудь...

На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во многих преданиях сказано о том, что некогда в этих местах проживал древний народ чудь. Такие предания как правило рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине – там, где жили финно-угорские народы, которые у историков и принято называть чудью. Правда, при этом не учитывается то, что эти народы, к примеру коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя их абсолютно другим племенем.
«Еще не так давно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скрываются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» – говорится в «Северных преданиях». Такого рода рассказы характеризуют чудь как чужих, чуждых нынешним жителям и в то же время – как необычных, чудных людей, которые жили давно, но и продолжающих пребывать где-то по соседству. Именно от названия этого древнего народа и произошло русское слово «чудак».
Открытие на Урале в 1970-1980-е гг. древнего города Аркаима и «Страны городов» Синташты в известной степени пошатнуло традиционную версию. Стали возникать версии о том, что чудь – это древние арии (в узком смысле – предки индоиранцев, а в более широком – предки индоевропейцев в целом). У такой версии нашлось немало сторонников среди ученых и краеведов.

«Народная память заселяет древним народом чудь почти все пространство Архангельской губернии. Согласно рассказов поморов из г.Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах», – написал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 г.

Народ чудь в легендах

Предания и поверья этих полулегендарных первопоселенцев российского севера наделяют необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины описываются и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX столетии семейств считали что они их предки.
Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других жителей Севера чудью белоглазой называли мифологических персонажей, близких к европейским гномам. По преданиям, они могли добывать золото и серебро в рудниках. По сей день в Сибири старые, заброшенные рудники называются чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений. Там же получили распространение сказания о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, называвшиеся панами. Можно их называть и волшебниками, потому как они владели тайными знаниями, с помощью которых держали в повиновении свои народ. Проживали паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.
Панами в период шведского нашествия назывались разбойничьи шайки и всякого рода лихой люд, рыскавший по дорогам. Так, складывалось обобщенное понятие, каким называли всех инородцев, от которых приходилось отстаивать свое имущество и которые владели неведомой, чуждой силой, в том числе и магической.
Паны умели повелевать ветрами, дождями, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.
У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, когда-то жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называют лес, жилищем – землянки. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывалось, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не желали покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, уходили в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Только немногие пожелали остаться на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.
А вот что говорится в одном из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда начали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется – Чудской берег».
По сей день на севере много таких курганов. Порой в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.
Поговаривают, чудь временами выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Бывает это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытое место, жмется к жилью людей. Это делают даже волки, потому как очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов.

Из истории

Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» писал: «Чудак'и и чуд'aки, сиб. чудь (то есть странный и чужой) ж. собират. – народ дикарь, живший, по преданию, в Сибири и оставивший по себе одну только память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака (см. Ермак Тимофеевич) и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли».
В 1924–28 гг. семья Рерихов была в экспедиции в Центральной Азии. В книге «Сердце Азии» Николай Рерих писал, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указав на каменные круги древних погребений, сказал: «Вот тут и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда возвратится счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

В поисках древних кладов

Издавна находились смельчаки, которые пытались разрыть холмы, где якобы скрылась чудь. Такие люди бесследно исчезали. Может быть, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение.
Там, где в прежние времена жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах – в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Порой рядом могут валяться ожерелья из волчьих зубов.
• Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, необходимо произнести священную формулу – заклинание на языке чуди. Есть много легенд об этих кладах, и даже есть указания на конкретные места. К примеру, в Вологодской обл. течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издали напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы находится панский клад. Были смельчаки, нырявшие в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не находили, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули.
• На Вологодчине имеется озеро Красное – небольшое, идеально круглое, будто некий гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем остается ледяной даже жарким летом. Согласно легенды, в озере имеется лестница, уходящая под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном время от времени тонут даже хорошие пловцы.
• В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу расположено заброшенное селение Перевозное. В этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила некогда чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он мог добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного и в наши дни находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками. Камням, может быть, тысячи лет. Но знаки имеются и на стволах деревьев: порой исчезают, иногда появляются снова. Кто их вырезает, неизвестно.
1975 год - на берега Мерзавки прибыли молодые кладоискатели, столичные студенты-историки. Они стали копать землю под валунами, отмеченными знаками. Больше того, им даже было известно заклинание, при помощи которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки нашли в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV столетию. Но они ничего не нашли, кроме 2-х серебряных медальонов, как видно, довольно древних с непонятными знаками. А одного из студентов, 22-х летнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители поговаривали, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те пытались взять их клады. С тех пор никто не делал больше попыток искать сокровища под Перевозным.
• 2000 год - там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Посчитали, что он утонул в болоте, так как труп не был найден. В село возвратился только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Но нрав пса после того изменился: раньше он играл с ребятишками в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, бросался на людей. Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина.
До наших дней дошли летописи, по которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 г. общался с неким Паном, жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители.
Иногда кладоискатели, в течении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Зачастую это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Но золота и каменьев никто так и не смог найти.
Чудские духи в различных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады: «Слуда и Шудякор – чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: “Мимо этого городища поздно вечером не надо ходить – кони затопчут!”»
В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано о «чудском кладе» в Чудской горе на правом берегу Камы. Там растет громадная, немного кривая сосна, а рядом с ней, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти множество раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны склонялись вершинами до земли, и кладоискателям ничего не оставалось как бросать начатое предприятие.
Впрочем, поговаривают, некоторые искатели сокровищ все же проникали в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был до такой степени ужасен, что некоторые кладоискатели, встретившись с ними в подземельях, выходили оттуда абсолютно невменяемыми и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже было тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» – заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки начинают оживать, как только кто-нибудь приближается к сокровищам…


Ю. Подольский
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни