Хараппская цивилизация
Хараппская цивилизация (Индская)...
Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда (Индская цивилизация) — третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, наряду с древнеегипетской и месопотамской. Из этих трёх она занимала наибольшую площадь.
Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд (3300–1300 гг. до н.э.; период расцвета 2600–1900 гг. до н.э.) до прихода ариев, во II тысячелетии до н. э. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено более 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 млн человек. Есть предположение что в шумерских текстах (см. Древние шумеры) Хараппская цивилизация носила название «Мелухха».
В цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и находящиеся по бокам от них залы приемов. Город Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательная особенность - развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строили из обожженного кирпича.
Дома, как правило, кирпичные, с двориком в центре, стояли очень тесно. Они имели удобную планировку. Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, и канализацией, а в некоторых – и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). На верхний этаж или плоскую крышу вели кирпичные лестницы. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.
Регулярная городская застройка характерна и для меньших по размеру городов Хараппской цивилизации, к примеру небольшого морского порта Лотхал на плоском побережье Камбейского залива. Там тоже были прямые улицы с домами, выстроившимися вдоль красной линии, и искусная система канализации. В порту был построен кирпичный причал.
Эти города в период расцвета преуспевали, вероятно, благодаря развитию земледелия и торговли. Есть сведения, что население выращивало пшеницу, ячмень, просо, горох, сезам, кунжут, хлопчатник, дыни. В Хараппе рядом с зернохранилищами располагались ряды площадок для обмолота зерна, а к ним примыкали сомкнутые ряды бараков, что может быть свидетельством о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро тоже найдены постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. К сожалению, наводнения, неоднократно происходившие в течении многих столетий, уничтожили следы системы искусственного орошения и противопаводковых сооружений в долине Инда.
Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более позднее время появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, но и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.
Резные печати
Наиболее примечательными из типичных для Хараппской цивилизации изделий являются уникальные резные печати. Как правило они изготавливались из стеатита и имели квадратную форму (иногда круглую). Печать вставлялась в ручку. На лицевой стороне имелись глубоко вырезанные в камне изображения какого-то животного, таких как: единорог, короткорогий бык, горбатый буйвол, носорог, тигр, слон, фантастические звери, иногда ритуальные человеческие или получеловеческие фигуры. Почти на каждой печати имелись группы знаков полупиктографического письма.
Хараппская цивилизация и письменность
Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-то развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не найдено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Но даже общий смысл многих сотен примеров такого рода записей пока неясен.
Погребения
Хараппская цивилизация не имела мрачных «царских погребений», характерных для Ура в Месопотамии. Обычно, покойника хоронили в вырытой могиле головой на север. Погребения людей среднего достатка содержали от 15 до 20 горшков и личные вещи – браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время найдены 2 необычные могилы: одна выложена сырцовым кирпичом, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (может быть, несколько более позднего периода) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая «сати» (самосожжения вдовы).
Упадок и нашествие ариев
Заключительный этап Хараппской цивилизации, возможно, в различных регионах протекал неодинаково. Хараппская цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно понять, как ариями осаждались местные укрепления, вероятно, города Хараппской цивилизации.
Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, возможно, арии. В разных местах Мохенджо-Даро обнаружены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей видимости, город был взят штурмом, а наступавшие двинулись дальше.
В тот период кочевники-арии еще не перешли к оседлости, так что такой налет вполне мог соответствовать их образу жизни. Но независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро (и других городов в долине Инда) делом рук ариев, есть убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка.
Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами. С уверенностью можно утверждать, что гибели города предшествовали долгие десятилетия упадка.
Переходный период на юге
Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации, которая распространилась вдоль побережья Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично смогла пройти через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тыс. до н.э.
Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, которые принадлежали к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития.
Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тыс. до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Спустя какое-то время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана напоминают кавказские и иранские формы, а каменные могильные пирамиды содержат предметы, имеющие сходство с иранскими примерно 10 веке до н.э. Есть свидетельства проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.
Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тысячелетия до н.э. появились первые в этом регионе города.
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий