Чертолье
Чертолье в Москве...
С древности местность вокруг престижной сегодня Пречистенки имела дурную славу и называлась Чертолье, по имени ручья Черторыя, который вытекает из зловонного Козьего болота. В последствии город смог обуздать Черторыя, загнав его поток под землю в трубу под Гоголевским бульваром. На сегодняшний день о нем напоминает только Чертольский переулок и множество московских легенд.
Бурный ручей Черторый, над которым ныне улыбается Гоголь, вымыл глубокий и скользкий овраг, который наводил мистический ужас на москвичей. Поскользнувшись, они чертыхались, вспоминая всех чертей и самого Люцифера: «Сам черт его прорыл!».
Из истории
Еще во времена до прихода христиан там было языческое капище Перуна. На правом берегу Черторыя в районе сегодняшних Обыденских переулков и ныне еще прослеживается небольшое древнее городище, в центре которого находится церковь Ильи Обыденного. Ильинские церкви с древних времен возводились на местах жертвенников Перуна, повелителя грозы и грома, а также покровителя княжеской дружины. Там некогда обитали язычники, принося кровавые жертвы ненасытному Перуну.
Согласно старинной легенды, на этом месте угодил в сильную грозу молодой князь. Он дал обет, что если выживет, то за один день поставит церковь во имя Илии Пророка. Согласно другой версии, храм появился по обету в период сильной засухи, когда всем миром возводили молитвы о даровании дождя. Святой Илия, который родился за 900 лет до Рождества Христова и чудесно вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, с древности почитался помощником в страшном бедствии – засухе, грозившей голодом и войнами. Ему молились о даровании дождя и защите во время грозы.
Древнее название «Обыденный» может свидетельствовать о том, что храм был изначально деревянный и был построен в благодарность в течении одного дня – «об един день» – в XV веке. В деревянном храме любил помолиться и царь Алексей Михайлович Романов, останавливаясь по пути в Новодевичий монастырь.
В петровское время там был поставлен каменный храм. А у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная радость». Существует легенда о том, что от этой иконы чудесно получил помощь на фронте патриарх Пимен.
Набожного государя Алексея Михайловича посетила мысль о том, что негоже дороге к святой Новодевичьей обители носить название, которое упоминает сатану. И в 1658 г. был издан царский указ, повелевавший Чертольские ворота города называть впредь Пречистенскими, а Большую Чертольскую улицу именовать Пречистенской.
На месте древнего языческого капища в Чертольском переулке также была поставлена деревянная церковь, чтобы освятить «поганое место». Погаными на Руси с древности называли язычников. Позднее деревянный храм заменили на каменный, который получил в народе прозвище Спаса, что на убогих домах. «Убогими домами» на Руси называли «мертвецкие» сараи, в которые свозились тела безродных бродяг, самоубийц (см. Ужас самоубийства) и ваганек.
Согласно обычая, таких покойников вначале отвозили на опознание в Китай-город, к часовням на Крестцах. Тех, чьи родственники не нашлись, и кого не опознали, отвозили в божедомки, где в «мертвецких» сараях устраивалась глубокая яма со льдом, куда складывали тела безвестных покойников. Два раза в год всех неопознанных хоронили на местном кладбище. Приходил священник, служил панихиду по всем умершим, зачем покойников облекали в погребальные саваны и хоронили в одной могиле.
Весной в 1934 году церковь была снесена. Вырытые и разбросанные кости еще долгое время валялись в переулке. Теперь на месте древнего морга – типовая московская школа. Говорят, что тени нищих и убогих по сей день мелькают ночами в «мертвецком» переулке. Шепчутся о чем-то мрачные старушки из приюта для убогих, что сломали еще 200 лет назад.
«Чертолье – всем чертям раздолье»
С Чертольским переулком соседствует еще одна церковь, с устрашающим названием – Успения, что на Могильцах. В древности там было кладбище. Оттого и название «Могильцы». И в действительности, в 1790-х гг., когда возводилось каменное здание церкви, было обнаружено множество могил. Любопытно, что соседний переулок назывался «Мертвым», но к кладбищу он не имел никакого отношения. Название было дано по фамилии местного домовладельца Мертваго.
1547 год - после ужасного пожара, царь Иван Грозный перенес сюда с Остоженки Алексеевский женский монастырь. Отмолили и очистили своими подвигами и трудами монахини это место. Однако спустя 400 лет, в 1839 г., император Николай 1 перенес древний монастырь из Чертолья в Красное село, а на его месте возвел храм Христа Спасителя в память о победе Российской империи над Наполеоном Бонапартом.
Говорят, больше всего проблем возникло с игуменьей. По слухам, когда хмурым утром 17 октября 1837 г. солдаты силой выдворяли ее из монастыря, она во гневе прокляла это место, да так зло, что окружающие содрогнулись.
По легенде, игуменья велела приковать себя цепями к дубу, который рос посреди монастырского двора, и отказалась покинуть святую обитель. Николай 1 отдал приказ выкопать дуб из земли, положить его вместе с прикованной игуменьей на телегу и отправить в Красное село. Согласно предания, игуменья, покидая монастырь, прокляла разрушителей и предрекла: «Не быть здесь храму, а быть здесь луже! Ни одна постройка стоять на этом месте долго не будет». И буквально в тот же день работник, который снимал крест с монастырской церкви, сорвался и разбился насмерть.
По слухам, при закладке нового храма появился юродивый. Он кричал, о проклятии которое падет на богохульников и это место, что храм не будет стоять, а уйдет под воду, на месте святой церкви будет болото. А вокруг отныне будет «Чертолье – всем чертям раздолье».
Храм строился долго и трудно, 44 года: трещал по швам фундамент, прорывались подземные воды, затапливали подвалы, неоднократно вспыхивали пожары. Москвичи видели в этом «происки» нечистой силы. В новый храм входили с трепетом, слишком свежи были воспоминания о «проклятом месте». Простоял храм на 4 года дольше, чем его строили. 1931 год, 5 декабря в полдень храм Христа Спасителя погиб. Прогремели мощные взрывы. Народная молва приписала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу – он лично повернул рычаг взрывателя со словами: «Задерем подол России-матушке!».
По утверждению очевидцев, мрамор из взорванного храма был отправлен на отделку станций метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд». Плиты с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в скверах. В «Котловане» Андрея Платонова революционные массы роют гигантскую яму под будущее здание коммунизма. При этом ни на что более, кроме котлована, у них сил не хватает. Повесть оказалась пророческой: советские зодчие так и не смогли реализовать чудовищный замысел.
И. Сергиевская
ред. shtorm777.ru (Чертолье)
Комментарии
Отправить комментарий