Карстен Роде
Карстен Роде. Биография...
Карстен Роде (рожд. около 1540 г.) – пират и капер, купец, подданный датского короля, уроженец Дитмаршена, промышлявший в Балтийском море во второй половине XVI столетия. Состоял на службе у царя Ивана IV Грозного.
Биография
О ранних годах Карстена Роде сведений не сохранилось. В исторических документах он появился уже как состоявшийся делец, шкипер корабля, торговавшим с Любеком. Во время датско-шведской войны 1563—1570 гг. Карстен Роде получил от датского короля Фредерика II (1559—1588 гг.) каперскую грамоту для действий в бассейне Балтийского моря против шведских торговых кораблей.
Союзником датчан был русский царь Иван Грозный, который во время Ливонской войны (1558—1583 гг.) захватил Нарву. Потому как шведские и польские каперы постоянно грабили корабли русских купцов, Грозный решил прибегнуть к ответным мерам и организовал свою каперскую флотилию. Для этого проекта агенты московского царя и наняли Карстена Роде.
Помимо царевой каперской грамоты, датский корсар в том же году, 6 мая получил «открытый лист» от брата датского короля и вассала московского государя – герцога Магнуса, владельца эстонского острова Эзель. В этом письме герцог обращался к капитанам датских и любекских кораблей с просьбой о всяческом содействии «московскому корабельному начальнику».
Первое свое убежище Роде устроил на Эзеле, в замке Аренсбург (современном Курессааре). Там он снарядил пинку, вооружив ее пушками и пищалями, и нанял команду из 35 «немецких людей». Пообещав им платить по 6 гульденов в месяц.
Одним из его первых трофеев стал одномачтовый буер, который шел из Эмдена груженный сельдью и солью. На Борнхольме буер переоснастили в каперское судно. Через неделю «корсар Ивана Грозного» вновь отправился на промысел и взял в открытом море еще два приза – буер с грузом ржи и дубовых досок и шведский военный флейт. Последний он сделал флагманом флотилии.
На протяжении 2-х месяцев Роде смог захватить еще 13 судов. К сентябрю 1570 г. под началом капера находилась эскадра, состоявшая из 6-ти вооруженных кораблей с полностью укомплектованными командами. Экипажи судов Роде пополнял как датчанами (к примеру, известный корсар-норвежец Ханс Дитрихсен), так и архангельскими поморами, стрельцами и пушкарями Пушкарского приказа.
И хотя, базой Роде были определены Нарва и Ивангород, его флотилия как правило останавливалась в Ревеле, на островах Моонзундского архипелага, Борнхольме или Копенгагене, где им покровительствовал датский король, союзник московского государя. На протяжении нескольких месяцев Роде смог захватить 22 корабля общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона ефимков серебром.
Между тем, «корсар Ивана Грозного» не спешил выполнять условия договора с русским царем и большую часть добычи и трофеев продавал на Борнхольме и в Копенгагене. Активность флотилии Роде была до такой степени высока и приносила такой вред польским и шведским купцам, что Швеция и Польша отправляли специальные эскадры для поисков и поимки Роде, но успеха не имели.
1570 год, сентябрь - были начаты датско-шведские переговоры об окончании военных действий. В следствии чего Роде оказался не нужен одному из своих покровителей — королю Фредерику II. Кроме этого, деятельность флотилии корсара в значительной степени ухудшила торговую активность в Балтийском море.
1570 год, октябрь - суда Карстена Роде в очередной раз прибыли в гавань Копенгагена, ища укрытия от преследовавших его шведских кораблей. Он не мог знать, что еще 22 сентября Фредерик II отдал приказ о его задержании. Капитану дали возможность сойти на берег, а затем в одной из портовых таверн он был арестован и отправлен в глубь страны, в замок Галль. Общаться с внешним миром Родену было запрещено, но содержали его «с почетом»: разместили его в приличной комнате замка, хорошо кормили.
В письме Ивану Грозному король Фредерик писал, что арестовал «капера вашего царского величества, поелику тот стал имать суда в датских водах, в Копенгаген с товарами через Зунды идущие». Московский царь получил это известие в августе 1571 года; в ответ он заявил, что ничего подобного своему «немчину-корабельщику» не поручал. Желая замять это дело, Иван IV предложил датскому королю выслать арестованного корсара к нему: «…о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписал бы». Но Фредерик на это не пошел. 1573 год, лето - он посетил замок Галль и велел перевести заключенного в Копенгаген. Особым указом датский король объявил каперу, что тот будет освобожден только после уплаты короне «компенсации» в размере 1000 талеров.
Московский царь вспомнил о своем «морском атамане» только спустя 3 года, когда писал Фредерику: «Лет 5 или более послали мы на море Карстена Роде на судах с воинскими людьми для разбойников, которые разбивали из Гданска на море наших гостей. И тот Карстен Роде на море тех разбойников громил… 22 корабля поимал, да и приехал к Борнгольму, и тут его съехали свейского короля люди. И те корабли, которые он поймал, да и наши корабли у него поймали, а цена тем кораблям и товару 500 000 ефимков. И тот Карстен Роде, надеясь на наше с Фредериком согласие, от свейских людей убежал в Копногов (Копенгаген). И Фредерик-король велел его, поймав, посадить в тюрьму. И мы тому весьма поудивилися…»
Что ответил датский король Ивану Грозному, сведений нет. Также ничего не известно и о дальнейшей судьбе Карстена Роде.
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий