Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович (рождение 21 сентября (3 октября) 1895 года – смерть 28 декабря 1925 года) – русский советский поэт. Родился в крестьянской семье в деревне Константиново, Рязанской губернии.
Происхождение
Мать Сергея Есенина, Татьяна Федоровна Титова была неграмотной крестьянкой, а отец Александр Никитич Есенин работал в Москве в мясной лавке. Сельская жизнь отцу совершенно не нравилась, да и брак с Татьяной был заключен не по любви, поэтому домой он приезжал только по большим праздникам, и не приехал даже тогда, когда ему сообщили о рождении Сережи.
Постоянное отсутствие мужа очень не нравилось Татьяне, да и, когда он приезжал, между ними постоянно происходили ссоры. В итоге, после очередного его приезда, Татьяна решила все бросить и уехала, а маленького Сережу отдала на воспитание своим родителям.
Ранние годы
Так мальчик стал жить в доме бабушки и дедушки. Жили в этом доме и трое их сыновей, которые тут же решили взяться за воспитание своего племянника. Только вот методы их воспитания были не совсем обычные. Например, в возрасте трех лет его посадили на лошадь без седла и пустили в галоп. А плавать они научили его, посылая на середину реки за подбитыми утками, вместо охотничьей собаки. Как говорится, лучшая теория – это практика. Татьяна недолго продержалась в самостоятельной жизни: муж согласия на развод не дал, да и образования у женщины не было. В итоге ей пришлось вернуться.
Мать Сережи знала много частушек и, как говорили односельчане, не было такой народной песни в Приокском крае, которую бы не пела Татьяна Федоровна. А бабушка, в свою очередь, рассказывала любимому внуку много сказок. Часто собирались в их доме слепцы, странствующие по селам, и пели духовные стихи. Возможно, именно благодаря этому Есенин впитал в себя фольклорные образы, мелодичность рифмы, и в своем раннем творчестве стал воспевать родные места.
О своем детстве Есенин писал так: «Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2–3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах. После, когда я возвращался, мне частенько влетало».
Мама старалась сделать все, чтобы ее сын вырос образованным человеком, и уже в пять лет он научился читать, а в девять, подражая ее частушкам, начал писать свои первые стихи. Учился он сначала в земском училище, где за плохое поведение однажды даже остался на второй год. Однако, окончил с похвальным листом и, по требованию родителей, перешел в церковно-приходскую школу. В 1912 году семнадцатилетний Есенин приехал в Москву и стал подрабатывать в мясной лавке, где его отец служил приказчиком.
Литератор
Все родные были уверены, что Сергей будет поступать в Московский учительский институт, однако, Есенин уже знал, что хочет связать свою жизнь только с поэзией. Он решил по-своему: отказался поступать и увлекся стихами. В столице Есенин влюбился в городскую жизнь, хотя и продолжал писать о деревне. Он вступил в Суриковский кружок, который объединял писателей-самоучек, и именно там юный поэт впервые публично прочитал свои стихи, чем очень озадачил других поэтов: настолько его стиль отличался непосредственностью и свежестью.
А годом позже Есенин устроился работать помощником корректора в типографию крупнейшего книгоиздателя того времени Ивана Дмитриевича Сытина, и вскоре познакомился с одной из своих коллег Анной Изрядновой (гражданской женой). Встреча эта оказалась судьбоносной: именно друг ее родителей помог юному поэту впервые напечататься. В январе 1914 года в детском журнале «Мирок» было опубликовано его стихотворение «Береза», правда, в последний момент Сергей испугался большой ответственности и решил подписаться псевдонимом «Аристон». Но уже в следующем номере он, набравшись смелости, подписался своим настоящим именем.
Первые же заработанные за стихи деньги Сергей с гордостью принес отцу, но тот лишь отмахнулся. Однако, когда осенью Сергей выразил желание прослушать курс лекций в народном университете имени Шанявского, Александр Никитич возражать не стал, и даже помог сыну деньгами.
Вскоре у Анны и Сергея родился сын, однако, уже спустя несколько месяцев Есенин принял решение уехать в Петроград, так как Москву он считал «литературной провинцией». Ему казалось, что все самое интересное в поэтическом мире происходит только на берегах Невы. А особенно он мечтал встретиться с Александром Блоком, ведь на тот момент он был первым поэтом России, и Сергей вдохновлялся его творчеством. Встреча с ним потрясла Есенина. Позднее он рассказывал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».
Выслушав его стихи, Блок отметил, какие они «свежие, чистые, голосистые, и какой многословный у него язык». Он написал рекомендательные письма, и уже через месяц в Петрограде было выпущено большинство стихов Есенина. Посыпались хвалебные отзывы, талантливого поэта стали приглашать в салоны и на литературные вечера. Он познакомился с Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским, Максимом Горьким и другими видными представителями искусства.
Раннее творчество
В 1916 году вышел его первый сборник – «Радуница», который состоял из двух частей: «Русь» и «Маковые побаски». В этом сборнике отражалась основная тема его раннего творчества: задушевная лирика, воспевающая образ крестьянской России, природу и сельский быт. В том же году Есенина призвали на службу и он был зачислен санитаром в царскосельский полевой военно-санитарный поезд, который ходил по маршруту из Петрограда через Москву в Киев, Гомель и другие города, собирал раненых и перевозил их на госпитализацию. Работа была тяжелой, однако Сергей успевал заниматься и своим основным делом: писал стихи, и готовил к выпуску второй сборник.
Поэзия его нравилась в том числе и императрице. Однако когда Сергея попросили написать стихи в честь царя, поэт отказался, за что его в итоге отправили в дисциплинарный батальон, где Есенин и встретил Февральскую революцию 17-го года. Отказавшись присягать Временному правительству, он самовольно покинул армию и примкнул к эсерам – партии социалистов-революционеров, и стал работать с ними как поэт. Так состоялась встреча, а впоследствии и официальный брак Есенина с Зинаидой Райх (вторая жена). Она работала машинисткой в эсеровской газете «Дело народа», и, по сути, Сергей отбил ее у своего же друга – поэта Алексея Ганина. Позже тот посвятил бывшей возлюбленной стихотворение «Русалка», где угадывается соперник Есенин: «Ей сказками на сердце дышит Разбойник с кудрявых полей».
Поэтический взлет
Октябрьскую революцию 17-го года Есенин Сергей Александрович встретил с большим воодушевлением. Он ожидал, что наступит время «мужицкого рая», однако, вскоре стал замечать, как события уносят жизни тысяч людей. И в поэме «Кобыльи корабли» написал: «Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего». Поэтический взлет Есенина продолжался. Есенин искал свое творческое кредо и эпатировал публику: одевался как простой крестьянин, намеренно вел себя как необразованный деревенский мужик. Выступал в белой рубахе с вышивкой, в лаптях и валенках, с гармошкой в руке, и говорил с выраженным рязанским акцентом.
В 1918 году Есенин (см. Интересные факты о Есенине) познакомился с поэтом Анатолием Мариенгофом, и это знакомство стало поворотным моментом в его творчестве. Поэты вместе с другими собратьями по перу решили создать новое литературное течение, и назвали его «имажинизм». Название происходило от латинского слова «Imago», что переводится как «образ», а его цель, собственно, и состояла в создании образов, а основным выразительным средством имажинистов было обильное использование метафор. Однако нельзя сказать, что Есенин принимал все положения имажинистов. Например, он настаивал на том, что творчество должно передавать не только образ, но и содержать в себе смысл.
В этом же году он расстался с Зинаидой Райх, и, как он сам писал, «После этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период с 1918 по 1921. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках».
В 1921 году Есенин Сергей Александрович познакомился с американской балериной Айседорой Дункан (см. Айседора Дункан и Есенин). Она была старше Сергея на 16 лет, не владела русским языком, а ее возлюбленный, в свою очередь, английским, однако, это совершенно им не мешало. Вскоре они поженились и отправились в путешествие по Европе, после которого уехали в Америку. В это время Есенин начал работу над циклом стихотворений «Москва кабацкая», а также решил написать свою краткую автобиографию.
По возвращении из Америки он написал так: «После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация, но я очень не люблю Америки. Америка — это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина (см. Интересные факты о Пушкине), Лермонтова (см. Интересные факты о Лермонтове) и др.»
Брак с Айседорой Дункан продлился недолго. В 1923 году Есенин отправил ей телеграмму, что счастлив с другой женщиной, а также порвал отношения с имажинистами, так как взгляды их к тому времени кардинально разошлись. В этот же период он написал цикл «Персидские мотивы» и лиро-эпическую поэму «Анна Снегина».
Безысходность и депрессия
В том же году Есенин Сергей Александрович окончательно разочаровался в революции, и вскоре на него началась травля: появились критические статьи в журналах, заводились уголовные дела (в основном за хулиганство). Однако ни одно из дел не было доведено до суда: в дело постоянно вмешивались высокопоставленные личности, а также помогало врожденное обаяние Есенина. Но именно в то время и начали появляться сильные изменения в творчестве поэта. В стихах стал рваться ритм, появились новые нотки безысходности и депрессии. Сказывалась и алкогольная зависимость. Было много попыток помочь Есенину. Сам Дзержинский Феликс Эдмундович ставил резолюцию «Разобраться» на одном из писем, адресованных ему с просьбой помочь национальному поэту.
Вся статья на сайте: ПЕРЕЙТИ
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий