Смерть Сократа

 

„Я знаю,
что ничего не знаю,
но другие не знают и этого.“
© Сократ

Сократ - (рожд. около 469 г. до н. э., смерть — 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменуется поворотом в философии — от рассмотрения природы и мира к изучению внутреннего мира человека.

В 399 г. до н. э. судом виднейших афинских граждан философ Сократ был приговорен к смерти по обвинению в богохульстве и развращении молодежи.

Раньше полагали, что Сократ покончил жизнь приняв сок цикуты («государственный яд»), но в наше время считают более вероятным, что греческий философ принял напиток на основе болиголова пятнистого.

Сократ не оставил после себя ни одной написанной строчки, и его интеллектуальное наследие могло бы кануть в безвестность, если бы не усилия одного из самых выдающихся его учеников — Платона, который изложил многие из его теорий в форме диалогов — методом вопросов и ответов.

Учение Сократа

Сократ был знаменитым в Афинах философом-софистом, который первым обратился к проблеме человека и разума. В отличие от предшественников, которые интересовались вопросами сотворения космоса и всего сущего, Сократ начал изучать внутренний мир человека. Философия Сократа, провозглашала главной своей задачей задачу самопознания. «Познай самого себя» — основной ее лозунг.

Он начал проповедовать свое учение в домах и на улицах, площадях, в общественных заведениях. Пользуясь изощренными доводами, он всегда выходил победителем из дискуссий. Со временем вокруг него образовался кружок молодежи, отвергавшей укоренившийся образ мышления и жизни старшего поколения.

Первостепенной для философа была душевная чистота, он с пренебрежением относился ко всему мирскому. Его не интересовало богатство, власть, он мало задумывался о физическом здоровье и его не интересовало мнение окружающих. Для Сократа, все эти вещи были вторичны. На переднем плане у него всегда стояла душа человека.

По словам Сократа, в нем жил демон, предсказывавший ему, как жить, оберегая от совершения неправильных поступков. В следствие чего поведение философа не редко выходило за рамки моральных устоев, у него была своя мораль, не приносившая никому зла, но которая шла вразрез с тем, к чему привыкли афинские жители. Говоря по-другому, причиной смерти философа стало инакомыслие, хотя оно и не причиняло никому горя, городскую власть и жителей это не устраивало.

С течением времени о деятельности и философских принципах, исповедуемых философом, начали подзабывать, хотя о факте смерти Сократа потомки помнят.

Суд и смерть Сократа

Причина. Обвинение 

В 399 году до н. э. Афины взволновало сообщение о том, что молодой, мало известный писатель Мелет подал жалобу на 70-ти летнего философа, с требованием его смерти. Текст обвинения был таким:

«Это обвинение составил и подтвердил присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь».

Суд

В процессе принимали участие 550 судей. 300 человек против 250-ти приговорили Сократа к смерти. Главным образом на проголосовавших за смертный приговор оказало влияние «высокомерие» философа. Это был первый приговор в Афинах, когда наказанию подвергали не за дела, а за отвлеченные понятия и идеи, хотя есть версия о гомосексуальных наклонностях философа, в особенности его пристрастии к красавцу-ученику Алкивиаду, но, может быть, ее выдумали его враги, из желания очернить память философа, хотя такого рода страсть в те времена и не считалось чем-то преступным. Философ не просил себе помилования. Своим судьям он сказал: «… Не жизнь, а хорошая смерть является для смертного наибольшим благом».

По некоторым соображениям его казнь отложили на 30 дней. Ему предлагали бежать, но отказался, оставаясь в заключении и продолжая беседовать со своими единомышленниками, рассуждая о жизни и смерти (см. Что ждёт после смерти). Сократ ответил им:

«Я ведь, граждане, старый человек, и смерти мне бояться не пристало; что приносит людям смерть, я не знаю. Если загробного мира нет, то она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо; если есть, то я смогу за гробом встретиться с умершими мудрецами и обратиться со своими расспросами к ним, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я – чтобы умереть, вы – чтобы жить, а что из этого лучше, нам неизвестно».

Смерть

Описание смерти Сократа дает Платон в диалоге «Федон»:

«Когда Сократ увидел тюремного служителя, то спросил его: «Ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком?» Тот ответил: «Ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя не отяжелеют бедра, а потом лечь, и тогда яд будет продолжать свое действие». Сократ очень бодро и без злобы опорожнил кубок. Он ходил взад и вперед, а когда заметил, что бедра отяжелели, то лег прямо на спину, как велел ему тюремный служитель. Затем этот последний стал дотрагиваться до него время от времени и исследовать его стопы и бедра… После этого служитель сильно сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ ответил: «Нет». Служитель надавил сначала на колено, затем надавливал все выше и показал нам, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он прикоснулся к нему еще раз и сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда уже живот сделался совершенно холодным, Сократ раскрылся (он лежал прикрытый) и сказал: «Мы должны Асклепию принести в жертву петуха, сделайте это немедленно», – то были последние его слова. «Будет исполнено, – ответил Критон, – но подумай, не имеешь ли еще чего-нибудь нам сказать». Но Сократ ничего не ответил, вскоре после этого тело вздрогнуло. Когда служитель раскрыл его, то глаза были уже неподвижны. Увидя это, Критон закрыл ему рот и глаза».

В жертву петуха богу врачевания Асклепию приносили как правило...


Вся статья на сайте: ПЕРЕЙТИ

ред. shtorm777.ru

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги