Корабль «Азов». Линейный корабль 1826 г.

История линейного корабля «Азов»

История создания линейного корабля «Азов»
74-х пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем был известный российский корабел А.М.Курочкин, за несколько десятков лет своей деятельности построивший на архангелогородских верфях больше 30-ти линейных кораблей и фрегатов! Курочкину помогал кораблестроитель В.А.Ершов, а наблюдение за постройкой осуществлял назначенный командиром строящегося корабля капитан второго ранга М.П.Лазарев.
На счету этого выдающегося моряка уже было и кругосветные плавания, и участие в экспедиции (в качестве командира одного из двух ее шлюпов, носившего название «Мирный»), в ходе которой наши моряки открыли Антарктиду. И надо отметить, Лазарев смог внести немало усовершенствований, сделавших новый корабль одним из самых совершенных в Российском флоте. Именно Михаил Петрович настоял на обшивке подводной части медью, внес изменения в состав вооружения.

Вооружение корабля Азов
Здесь надо пояснить. Дело в том, что понятие «74 пушечный корабль» не значило, что на борту данного конкретного парусного линкора стоит именно 74 пушки. Так обозначали ранг корабля, хотя фактически вооружение могло в существенной степени отличаться. Известно, что первоначально «Азов» нес 80 орудий, хотя цифры встречаются различные. К примеру, есть указание, что его вооружение состояло из 60-ти 36 фунтовых пушек и 20-ти 24 фунтовых карронад - но возможны и варианты. Нет ясности (и, наверно, уже никогда и не появится) и с установкой на «Азове» единорогов. По крайней мере, для участвовавших в Средиземноморской экспедиции кораблей распоряжение об установке этих орудий существовало, но нет точных данных, было ли оно исполнено.
Спуск на воду
«Азов» торжественно был спущен на воду в мае 1826 года, а уже в августе линкор взял курс на Кронштадт. Там проходили испытания «Азова», по результатам которых приемная комиссия отметила, что на линкоре «много отделанного действительно на отлично, с отменной удобностью и пользой для флота». Были отмечены и заслуги Лазарева: «Как все то устройство на корабле сделано благоразумным распоряжением оного капитана 2 ранга М.П. Лазарева, то я [председатель приемной комиссии вице-адмирал С.А.Пустошкин] как первенствующий в комиссии и отношу все сие в полной мере к собственной чести и усердию ко благу службы Лазарева».
Описание корабля Азов
                                                                    Первый командир корабля «Азов» М. П. Лазарев

«Азов» представлял из себя трехмачтовый двухдечный (то есть с двумя закрытыми батарейными палубами) корабль, украшенный искусно выполненной носовой фигурой и красивым кормовым декором. Тактико-технические характеристики «Азова»: оснастка – корабль, ранг – 74 пушечный линейный корабль; длина – 54 м, ширина – 14,6 м, осадка – 6,1 м. Такого рода боевые единицы в довольно больших количествах строились во многих странах. Славу «Азову» принесло не техническое совершенство, а героизм его экипажа и мастерство командира, проявленные во время Наваринского сражения.
История службы
1821 год - в Греции, которая находилась под властью Османской империи, началась национально-освободительная война. Турецкие войска не могли разгромить восставших на полях сражений, зато «отличились» расправами над мирным населением. Среди ведущих держав Европы росло недовольство политикой Турции, и в 1827 году Великобритания, Россия и Франция подписали Лондонскую конвенцию с требованием о предоставлении Греции автономии. Но султанское правительство отказалось принимать предложенные условия, и тогда союзники решили оказать на Турцию давление, для чего три великие державы направили к греческим берегам свои эскадры.
Наваринское сражение 1827 года
13 октября (по новому стилю, принятый в те времена в Российской империи старый стиль отличался от него на 12 дней) союзные эскадры соединились у острова Занте. Британские силы под началом вице-адмирала Эдуарда Кодрингтона оказались самыми многочисленными. Они насчитывали 3 линейных корабля, 4 фрегата, корвет и 4 брига. Русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена имела в своем составе по 4 линейных корабля и фрегата. Францию представляли корабли контр-адмирала Анри де Риньи – 3 линкора и по 2 фрегата и корвета. Всего соединенные силы имели 1 298 орудий. Командование союзной эскадрой принял на себя как старший по званию Э.Кодрингтон.
Противостоящий им турецкий (точней, турецко-египетский; Египет тогда являлся вассалом Османской империи) флот находился в Наваринской бухте, на юго-западном побережье греческого полуострова Пелопоннес. В бухте под защитой береговых батарей вдоль берега «подковой» расположились значительные силы, обозначить точный состав которых по сей день невозможно. Даже в отношении крупных единиц имеются разночтения – количество даже линейных кораблей «гуляет» от 3-х до 7-и.
В «Военной энциклопедии» приводятся такие сведения: 5 линейных кораблей, 15 фрегатов, 26 корветов, 11 бригов, 8 брандеров. Плюс к этому – около 50-ти транспортных судов. На вооружении этой армады имелось – опять же по различным данным – от 1 950 до более чем 2 300 орудий. Общее командование всеми морскими и сухопутными силами осуществлял египтянин Ибрагим-паша, собственно флот возглавлял Мохарем-бей.
16 октября союзники подошли к Наварину, а на следующий день Кодрингтон отправил Ибрагим-паше ультиматум, в котором было требование немедленно и полностью прекратить военные действия против греков. Но турецкое командование под предлогом отсутствия главнокомандующего в Наварине отказалось принимать ультиматум. Тогда союзные адмиралы на военном совете постановили войти в бухту и, став на якорь против турецкого флота, непосредственной угрозой применения силы заставить турок и египтян принять ультиматум.
Однако решить вопрос без кровопролития не получилось. 20 октября союзный флот стал входить в бухту двумя колоннами: правую составляли англичане и французы, левую – русские, при этом возглавлял ее флагманский корабль Л.П.Гейдена «Азов». Союзники отправили к туркам парламентера с требованием убрать в глубь бухты брандеры, но с одного из брандеров шлюпка была обстреляна, при этом погиб парламентер. Вслед за чем открыл огонь по французскому фрегату один из турецких кораблей, а потом заговорила артиллерия всей турецкой эскадры и береговых батарей.
                                       Корабль «Азов» на картине Айвазовского «Сражение при Наварине»

Обстрел и угроза атак брандеров привели к тому, что не все суда союзников смогли занять места согласно диспозиции. Зато некоторым из них довелось выдержать наибольшую тяжесть боя. У англичан в особенности отличился линкор «Эйша» («Азия»), у русских – «Азов». Под командованием капитана первого ранга Лазарева его экипаж, сражаясь с пятью вражескими судами, смог уничтожить их все: 2 фрегата и корвет были потоплены, фрегат под адмиральским флагом Тахир-паши сгорел, а линейный корабль выбросился на берег, где загорелся и взорвался. В придачу русские моряки смогли поддержать огнем британский флагман, оказав ему помощь в уничтожении турецкого линкора, на котором держал флаг Мохарем-бей.
Турки и египтяне дрались яростно, да и стреляли они неплохо. Тогда еще лейтенант П.С.Нахимов, командовавший орудиями на баке, написал: «Казалось, весь ад развергнулся перед нами. Не было места, куда бы не сыпались книппели, ядра и картечь». Всего «Азов» получил 153 попадания, но в действительности серьезных повреждений счастливо избежал, а возникшие пожары (смертельно опасные для деревянного корабля) русские моряки сумели быстро потушить.
В бою особо отличились лейтенанты П.С.Нахимов и И.П.Бутенев, мичман В.А.Корнилов, гардемарин В.И.Истомин. Пройдет сравнительно немного времени, и во время Крымской войны адмиралы Нахимов, Корнилов и Истомин станут руководителями обороны Севастополя от англо-франко-турецких войск и погибнут отстаивая русскую черноморскую крепость…
После Наваринского сражения
Союзниками была одержана полная победа, а немалые заслуги «Азова» и его героического экипажа в Наваринской битве были отмечены высшей наградой Российской империи. Корабль Азов получил «кормовой флаг со знаменем Св. Георгия в память достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости нижних чинов». Сам же линкор оставался в составе эскадры и во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. нес службу на Средиземном море, принимая участие в блокаде Дарданелл. После победоносного для России окончания войны он вместе с большей частью эскадры возвратился на Балтику.
К сожалению, несмотря на вполне совершенную конструкцию, построен корабль Азов оказался не слишком добротно. Точней, из не очень качественного леса. Эта проблема вообще являлась настоящим кошмаром для российского парусного флота: наши корабли служили намного меньше, чем их иностранные сверстники. И хотя меры для устранения такого плачевного положения дел старались принимать (существовал даже указ, по которому офицеры назначались на строящиеся корабли – «Чтобы штаб– и обер-офицеры… находились непременно при том корабле, к которому они назначены, и имели во время построения его наблюдение за производством работ и за качеством употребляемого леса»), изменить ситуацию никак не удавалось.
Потому, когда в 1831 году вернувшийся из Средиземного моря «Азов» подвергли тщательному осмотру, выяснили: что он буквально рассыпается от ветхости! Многие части корабля буквально сгнили и даже капитальный ремонт (тимберовка) не способен вернуть героическому линкору способность бороздить моря без угрозы рассыпаться во время очередного шторма.
Парусный корабль «Азов» давно прекратил свое существование, отслужили положенный срок и названные в его честь корабли, носившие наименования «Память Азова». Но в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится кормовой Георгиевский флаг, которым «Азов» по указу императора Николая I наградили за выдающийся подвиг его экипажа в Наваринской битве.



Н.Кузнецов
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни