Адмирал Колчак, Александр Васильевич. Биография

Биография адмирала Колчака

Колчак Александр Васильевич - (рожд. 4 (16) ноября 1874 г. - смерть 7 февраля 1920 г.) военный и политический деятель, вождь Белого движения в России — Верховный правитель России, адмирал (1918 год), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX — начала XX столетия, действительный член Императорского русского географического общества (1906 год).
Герой русско-японской и Первой мировой войн, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX столетия.
Обучение
Александр Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. До третьего класса он обучался в классической гимназии, а в 1888 г. перешел в Морской кадетский корпус и спустя 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала П.И.Рикорда. В 1895–1896 гг. мичман перешел во Владивосток и служил на кораблях эскадры Тихого океана вахтенным начальником и младшим штурманом.

Во время плаваний Колчак побывал в Китае, Корее, Японии и других странах, увлекся восточной философией, занимался изучением китайского языка, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении в «Записках по гидрографии» он опубликовал первую научную работу «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 по март 1898 г.»
1898 год - Колчак был произведен в лейтенанты. Однако после первого похода молодой офицер разочаровался в военной службе и начал подумывать о переходе на коммерческие суда. Он не успел попасть в арктическое плавание на ледоколе «Ермак» с С.О. Макаровым. 1899 год, лето - Александра Васильевича назначили во внутреннее плавание на крейсере «Князь Пожарский». Колчак подал рапорт о переводе в Сибирский экипаж и вахтенным начальником броненосца «Полтава» отправился на Дальний Восток.
Полярная экспедиция (1900—1902 гг.)
                                                                     Адмирал Колчак и жена Софья Федоровна

По прибытии корабля в Пирей, лейтенанту предложили принять участие в экспедиции Петербургской академии наук по поискам «Земли Санникова». 1900 год, январь - по распоряжению Морского штаба он возвратился в столицу. Несколько месяцев он стажировался в Главной физической обсерватории Петербурга, Павловской магнитной обсерватории и в Норвегии, чтобы быть гидрологом и вторым магнитологом. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» Колчак принимал участие в полярной экспедиции, которую возглавил барон Э.В.Толль.
Он проводил наблюдения за температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, проводил глубоководные работы, исследовал состояние льда, собирал останки млекопитающих. 1901 год - вместе с Толлем Александр Васильевич совершил санную экспедицию на полуостров Челюскина, производил географические исследования и составил карты берегов Таймыра, острова Котельный, острова Бельковского, открыл остров Стрижева. Толль один из островов Карского моря назвал именем Колчака (ныне остров Расторгуева), а остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета названы именем жены Кочака Софьи Федоровны. Результаты работ молодой исследователь опубликовал в изданиях Академии наук.
Спасательная экспедиция (1903 г.)
.
1903 год - Толль отправился с астрономом экспедиции и якутами-промышленниками в санную экспедицию к мысу Высокому острова Новая Сибирь, с намерениями достичь острова Беннета, и пропал. По возвращении «Зари» Академией наук было разработано два плана спасения. Александр Васильевич взялся выполнить один из них. В 1903–1904 гг. по поручению Петербургской академии наук вначале на собаках, потом на вельботе он перешел от бухты Тикси до острова Беннета, едва не утонув в ледовой трещине.
Экспедиция доставила записки, геологические коллекции Толля и весть о гибели ученого. 1903 год - за полярное путешествие Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 1905 год - за «выдающийся сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг» Русское географическое общество представило будущего адмирала к награждению большой золотой Константиновской медалью, в 1906 г. избрало своим действительным членом.
Русско-японская война
1904 год, март - узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Александр Колчак сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О.Макарову. Вначале Колчак был назначен вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», с апреля 1904 г. он стал исполнять обязанности артиллерийского офицера на минном транспорте «Амур», с 21 апреля 1904 г. командовал миноносцем «Сердитый» и совершил несколько смелых атак.
Под руководством Колчака ставили минное заграждение на подступах к Порт-Артурской бухте, а также минную банку в устье Амура, на которой подорвался японский крейсер «Такасаго». Колчак был одним из разработчиков плана экспедиции для прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане.
После гибели Макарова Витгефт отказался от осуществления плана. Со 2 ноября 1904 года до капитуляции крепости Колчак командовал 120-мм и 47-мм батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненный, с обострением ревматизма, он оказался в плену. Александра Васильевича не раз награждали за отличия под Порт-Артуром: орденом Святой Анны 4-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. 1906 год - он получил серебряную медаль «Памяти русско-японской войны».
Научная работа
Как эксперт по военно-морским вопросам, Колчак добивался в комиссии по обороне 3-й Государственной Думы правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота, в частности 4 дредноутов, но не смог преодолеть сопротивление думцев, который требовали вначале проведение реформ морского ведомства. Разочаровавшись в возможности осуществления задуманного, в 1908 г. Александр Васильевич продолжил чтение лекций в Николаевской морской академии. 1907 год - он был произведен в капитан-лейтенанты, в 1908 г. — в капитаны 2-го ранга.
По предложению начальника Главного гидрографического управления А.В.Вилькицкого Колчак принимал участие в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути. 1909 год, апрель - Колчак выступил с докладом «Северо-восточный проход от устья р. Енисея до Берингова пролива» в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Тогда же ученый написал основную свою работу «Лед Карского и Сибирского морей», которая была опубликована в 1909 г. Основанная на наблюдениях, сделанных в экспедиции Толля, она в течении долгого времени не теряла своего значения.
1909 год, осень - ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» отправились из Кронштадта во Владивосток. Суда эти составили экспедицию Северного Ледовитого океана, которой надлежало заняться исследованием пути из Тихого океана в Ледовитый вдоль берегов Сибири. Колчак как командир ледокольного транспорта «Вайгач» пришел на нем летом 1910 г. через Индийский океан во Владивосток, после плавал к Берингову проливу и в Чукотское море, где выполнял гидрологические и астрономические исследования.
Возвращение в Морской генеральный штаб
Продолжать деятельность на Севере ученому не удалось. Осенью он был отозван из экспедиции, и с конца 1910 г. Колчак был назначен начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. Александр Васильевич занимался разработкой судостроительной программы России (в частности кораблями типа «Измаил»), преподавал в Николаевской морской академии, в качестве эксперта Государственной Думы добивался увеличения ассигнований на кораблестроение. 1912 год, январь - он представил записку о реорганизации Морского генштаба. Колчак подготовил книгу «Служба Генерального штаба: сообщения на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии, 1911–1912 гг.», в которой настаивал на введении полного единовластия командующего на флоте. Мысль эту он в дальнейшем твердо проводил на всех занимаемых им постах.
Служба на Балтийском флоте
1912 год, весна - по предложению адмирала Н.О.Эссена Колчак принял командование эсминцем «Уссуриец». 1913 год, декабрь - за отличную службу он был произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря и одновременно командиром эсминца «Пограничник» — посыльного судна адмирала.
Первая мировая война
В начале Первой мировой войны капитан 1-го ранга составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. 1915 год, февраль - 4 эсминца под его командованием выставили в Данцигской бухте около 200 мин, на которых подорвались 12 боевых кораблей и 11 транспортов противника, что заставило германское командование временно не выводить корабли в море.
1915 год, лето - по инициативе Александра Васильевича Колчака в Рижский залив ввели линейный корабль «Слава» для прикрытия минных постановок у берегов. Эти постановки лишили наступающие германские войска поддержки флота. Временно командуя с сентября 1915 г. Минной дивизией, он с декабря являлся одновременно и начальником обороны Рижского залива. Используя артиллерию кораблей, он помог армии генерала Д.Р.Радко-Дмитриева отразить натиск противника при Кеммерне. Свою роль сыграл десант в тылу вражеских войск, который был высажен в соответствии с тактическим замыслом Колчака.
За успешные нападения на караваны германских судов, которые доставляли руду из Швеции, Колчака представили к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени. 1916 год, 10 апреля - он был произведен в контр-адмиралы, а 28 июня назначен командующим Черноморским флотом с производством «за отличие по службе» в вице-адмиралы. Колчак не хотел отправляться на незнакомый ему морской театр. Но он смог быстро освоиться, и уже в июле 1916 г. на линкоре «Императрица Мария» принимал участие в рейде русских кораблей в Черном море, завязал бой с турецким крейсером «Бреслау». Спустя месяц под началом Колчака была усилена блокада Босфора и угольного района Эрегли — Зонгулдак, произведено массированное минирование портов противника, в результате которого выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.
После Февральской революции
1917 год, 12 марта - адмирал Колчак привел флот к присяге Временному правительству. Александр Васильевич активно боролся против революционного «брожения» и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступал против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружение офицеров, Колчак в середине июня 1917 г. передал командование контр-адмиралу В.К.Лукину и по требованию Керенского выехал с начальником штаба в Петроград для объяснения несанкционированной отставки. Выступив на заседании правительства, Колчак Александр Васильевич обвинил его в развале армии и флота.
В Америке
1917 год, начало августа - вице-адмирал был назначен начальником военно-морской миссии в Америке. По прибытии в Вашингтон он внес свои предложения по намечавшейся высадке в Дарданеллах, занимался сбором технической информации об американских военных приготовлениях. 1917 год, начало октября - адмирал принимал участие в военно-морских маневрах на американском линкоре «Пенсильвания». Поняв, что американцы не намерены помогать России в войне, к середине октября он решил возвратиться на Родину.
В Японии
Но, прибыв в ноябре 1917 г. в Японию, Колчак узнал об установлении советской власти и о намерении большевиков заключить мир с Германией, после чего решил не возвращаться. Большевиков он считал германскими агентами. Так как война овладела всем его существом, адмирал в начале декабря 1917 г. обратился к английскому послу в Японии с просьбой принять его на английскую военную службу. 1917 год, конец декабря - последовало согласие. 1918 год, январь - Колчак отправился из Японии на Месопотамский фронт, где русские и английские войска воевали с турками. Но в Сингапуре он получил от лондонского правительства предписание прибыть в Пекин к российскому посланнику князю Н.А.Кудашеву для работы в Маньчжурии и Сибири.
В Китае
В Пекине Александр Васильевич Колчак был избран членом правления Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). С апреля по 21 сентября 1918 г. он занимался созданием вооруженных сил для обороны КВЖД. Очевидно, избравшим кандидатуру вице-адмирала импонировала его решительность. Но уже в скором времени в полной мере сказалась политическая неподготовленность Колчака. Адмирал обещал навести порядок, намеревался на Дальнем Востоке создать оплот для борьбы с большевиками. Но в штабе главковерха были недовольны тем, что он ничего не понимает в военном деле и требует немедленного похода на Владивосток, не располагая достаточными силами.
Гражданская война
Колчак вступил в борьбу с атаманом Семеновым, опираясь на созданный им отряд полковника Орлова, который мало чем отличался от атаманского. На попытку сместить Колчака тот пригрозил вызвать войска. До конца июня сохранялось неопределенное положение. Командующий пробовал начать наступление. Но китайцы отказались пропускать русские войска, и адмирал уехал в Японию. Колчак не знал, что предпринять. У него была даже идея снова отправиться к англичанам на Месопотамский фронт. Наконец он решил пробираться в Добровольческую армию генерала М.В.Алексеева. По пути в октябре 1918 г. он с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск.
14 октября главнокомандующий силами Уфимской директории В.Г.Болдырев предложил адмиралу войти в правительство. 4 ноября указом местного Временного правительства Колчак был назначен военным и морским министром и сразу же отправился на фронт.
«Верховный правитель»
Деятельность директории, являвшейся коалицией разных партий, включая меньшевиков и эсеров, не устроила Колчака. 17 ноября, вступив в конфликт из-за отношения директории к морскому министерству, адмирал вышел в отставку. Опираясь на надежные войска, он 18 ноября арестовал членов директории и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования «Верховный правитель».
Колчак Александр Васильевич предоставил командующим военными округами право объявлять местности на осадном положении, закрывать органы печати и выносить смертные приговоры. Жестокими мерами адмирал боролся с противниками его диктатуры, вместе с тем при поддержке союзников увеличивая и вооружая свои полки.
1918 год, декабрь - результате Пермской операции колчаковские войска взяли Пермь и продолжали наступление вглубь Советской России. Первые удачи обратили на Колчака внимание союзников. 16 января Верховный правитель подписал соглашение о координации действий белогвардейцев и интервентов.
Генерал франции М.Жанен стал главнокомандующим войсками союзных государств в Восточной России и Западной Сибири, а английский генерал А.Нокс — руководителем тыла и снабжения колчаковских войск. Значительные поставки военного снаряжения и вооружения из Америки, Англии, Франции, Японии дали возможность увеличить к весне численность армий Колчака до 400 000 человек. Адмирал организовал наступление. В марте был прорван Восточный фронт Красной армии. Часть колчаковских войск двигалась на Котлас для организации подвоза снабжения через северные моря, тогда как главные силы пробивались к юго-западу на соединение с А.И.Деникиным.
Успешное наступление колчаковцев, взявших 15 апреля Бугуруслан, побудило премьер-министра Франции Ж.Клемансо рекомендовать Жанену главными силами наступать на Москву, а левым флангом соединиться с Деникиным и образовать единый фронт. Казалось, этот план вполне осуществим. Колчаковские войска в конце апреля подошли к Самаре и Казани. В мае верховную власть Колчака признали А.И.Деникин, Н.Н.Юденич и Е.К.Миллер.
Но неудачный выбор Колчаком ближайших помощников, крайний оптимизм командующего Сибирской армией генерал-лейтенанта Гайды и его молодых генералов, неверно оценивавших обстановку и обещавших вступить в Москву через полтора месяца, в скором времени сказались. В результате контрнаступления Красной армии в мае—июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака.
Арест и расстрел адмирала Колчака
Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу нарастало партизанское движение. Огромное влияние оказывали союзники, от поставок которых зависели действия армии. Поражения на фронте вызвали панику в тылу. В октябре эвакуация чешских войск вызвала бегство из Омска семей белогвардейцев. Сотни эшелонов запрудили железную дорогу.
Александр Васильевич Колчак пробовал демократизировать власть, но было поздно. Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 г. на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому «Политическому центру».
Центр передал адмирала Колчака большевистскому Иркутскому Военно-Революционному комитету (ВРК). 21 января начались допросы. Вначале предполагалось отправить адмирала в столицу, но, получив указание из Москвы, ВРК расстрелял Колчака и Пепеляева 7 февраля 1920 г.





Н.Скрицкий
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни