Савонарола, Джироламо. Реформатор эпохи Возрождения

Савонарола

Савонарола Джироламо (рожд. 21 сентября 1452 г. — смерть 23 мая 1498 г.) - итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения, настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции.
Был противником тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, относился с осуждением к гуманистической культуре (был организатором сожжения произведений искусств). После того как Медичи были изгнаны из Флоренции в 1494 году поспособствовал установлению республиканского строя. 1497 год - был отлучен от церкви, и согласно приговора синьории казнен (сожжен на костре).
Происхождение. Ранние годы
Легендарный проповедник родился в Ферраре, однако древний род Савонарола происходил из Падуи. Предки Джироламо были славными воинами и учеными – его дед Микеле Савонарола был известным врачом. Незря папа Николай V жаловал ему почетный титул Иерусалимского Кавалера.
Микеле был не только ученый, но и гуманист. Бедных он лечил бесплатно и, как видно, смог сильно повлиять на формирование характера внука. Что не скажешь про отца мальчика, Николо, который были известен как любитель придворных увеселений. А мать Джироламо, Елена, принадлежала к известной в Мантуе фамилии Бонакосси, обладала выдающимся умом и сильным характером. Своей твердостью и непреклонностью в достижении поставленных целей Савонарола был обязан ей.

Уход в монастырь. Проповеди
Джироламо по семейной традиции должен был стать медиком, но отдавал предпочтение богословию а не естественным дисциплинам, был увлечен трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Юношеская, неразделенная любовь укрепила его намерения посвятить свою жизнь служению Богу и людям. 1475 год - он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.
Там с 1475 по 1481 гг. обучал новициев. Стихотворные опыты тех времен могут свидетельствовать о скорби и негодовании молодого монаха из за упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором пребывала церковь.
1481 год - Савонаролу отправили проповедовать в Феррару, оттуда он переезжает во Флоренцию в монастырь Св. Марка. Первые пробы публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. 1484—1485 гг. - проповедовал в тосканском городке Сан Джиминьяно, в открытую пророчествовал о грядущем наказании погрязшей в пороке церкви и ее скором обновлении. 1486—1489 гг. - выступал с проповедями в городах Ломбардии, обличал всю Италию в грехах и грозил ей карой Господней.
Возвращение во Флоренцию. Взлет
1489 год - был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи. Опять начал преподавать философию новициям Св. Марка и возобновил публичные проповеди, которые теперь стали пользоваться успехом. 1491 год - выступал в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре, в том же году его избрали настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошную жизнь и разврат верхов общества, Джироламо Савонарола стал конфликтовать с правившим Флоренцией семейством. Конфликт еще больше обострился при преемнике Лоренцо — Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 году Джироламо был удален в Болонью.
Вернувшись во Флоренцию начал проводить преобразования у себя в монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, дал распоряжение продавать монастырские имения и ввел запрет на какие-бы то ни было проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов собственноручно добывать средства к существованию, в связи с чем были открыты школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Им поощрялись занятия науками, особенно богословием, философией и этикой.
В целях наилучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Джироламо Савонаролы рос не только среди простого народа, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были знаменитые гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, известные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, молодой Микеланджело и многие другие. В нем видели не простого проповедника, но — пророка, который предсказывал будущее, к примеру, французское вторжение в Италию осенью 1494 года, что привело к изгнанию Медичи из Флоренции.
1494—1495 гг. - в своих проповедях Джироламо решительно выступал за восстановление республики. После его предложения во Флоренции учредили Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти, имеющего полномочия избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти как совещательная инстанция при синьории, правительстве республики, а также была проведена налоговая реформа, которая предусматривала отчисление 10 % доходов с недвижимого имущества граждан.
Вместе с этим запретили парламенты, то есть собрания всего городского населения, которые, как считал Джироламо, могли быть удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. 1496 год - по его инициативе основали ломбард, или заемный банк с низкими процентами, целью которого было вытеснение ростовщиков, от которых требовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря его настоянию монахами Св. Марка в 1495—1498 гг. была выкуплена ценнейшая коллекция греческих и латинских рукописей, которая раньше принадлежала Медичи, ее перенесли в монастырскую библиотеку — единственное в то время доступное для общего пользования книгохранилище Европы.
Повседневная жизнь во Флоренции под влиянием Джироламо Савонаролы резко изменилась: пропала роскошь женских одежд, были прекращены азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы начали строго следить за соблюдением постов, посещать церковь, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия,. В карнавальные дни 1497 и 1498 гг. устроили сожжения «суеты» — сжигались шутовские наряды, маски, игральные кости, непристойные книги и рисунки и все то, что когда-то являлось атрибутом веселых празднеств и забав.
Отлучение от церкви. Казнь
Преобразования Джироламо Савонаролы вызывали недовольства в определенных кругах флорентийского общества. Против него стали выступать как сторонники Медичи, так и приверженцы аристократического правления, которые составляли партию «озлобленных». Их союзником стал папский Рим, который Джироламо за нравственную распущенность уподоблял Вавилону, и который напрасно старался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей.
Александр VI стал добиваться от Савонаролы прекращения проповедей. 1497 год, май - он отлучил Джироламо от церкви, на что тот отказался признавать отлучение законным и заявил о своих правах апеллировать к Вселенскому собору. 1498 год, март - под угрозой папского интердикта флорентийская синьория запретила Савонароле проповедовать. В посланиях к европейским государям он выдвигал требования передать свое дело на суд собора.
1498 год, апрель - противниками Джироламо была устроена грандиозная провокация: для того что-бы установить правоту ему было предложено подвергнуться Божьему суду — испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от реформатора, обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс», были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и смога взять монастырь Св. Марка. Монаха, заключенного под стражу, подвергли пыткам, которые, однако, не дали его гонителям необходимых признаний. И не смотря на это, 22 мая 1498 года Савонарола и два его соратника, фра Доменико и фра Сильвестро, были осуждены как еретики и приговорены к смертной казни. На другой день они были повешены, а потом их тела сожгли.





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги