Савонарола, Джироламо. Реформатор эпохи Возрождения

Савонарола

Савонарола Джироламо (рожд. 21 сентября 1452 г. — смерть 23 мая 1498 г.) - итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения, настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции.
Был противником тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, относился с осуждением к гуманистической культуре (был организатором сожжения произведений искусств). После того как Медичи были изгнаны из Флоренции в 1494 году поспособствовал установлению республиканского строя. 1497 год - был отлучен от церкви, и согласно приговора синьории казнен (сожжен на костре).
Происхождение. Ранние годы
Легендарный проповедник родился в Ферраре, однако древний род Савонарола происходил из Падуи. Предки Джироламо были славными воинами и учеными – его дед Микеле Савонарола был известным врачом. Незря папа Николай V жаловал ему почетный титул Иерусалимского Кавалера.
Микеле был не только ученый, но и гуманист. Бедных он лечил бесплатно и, как видно, смог сильно повлиять на формирование характера внука. Что не скажешь про отца мальчика, Николо, который были известен как любитель придворных увеселений. А мать Джироламо, Елена, принадлежала к известной в Мантуе фамилии Бонакосси, обладала выдающимся умом и сильным характером. Своей твердостью и непреклонностью в достижении поставленных целей Савонарола был обязан ей.

Уход в монастырь. Проповеди
Джироламо по семейной традиции должен был стать медиком, но отдавал предпочтение богословию а не естественным дисциплинам, был увлечен трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Юношеская, неразделенная любовь укрепила его намерения посвятить свою жизнь служению Богу и людям. 1475 год - он бежал в Болонью в доминиканский монастырь.
Там с 1475 по 1481 гг. обучал новициев. Стихотворные опыты тех времен могут свидетельствовать о скорби и негодовании молодого монаха из за упадка нравов римского двора и того плачевного положения, в котором пребывала церковь.
1481 год - Савонаролу отправили проповедовать в Феррару, оттуда он переезжает во Флоренцию в монастырь Св. Марка. Первые пробы публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика в слушателях. 1484—1485 гг. - проповедовал в тосканском городке Сан Джиминьяно, в открытую пророчествовал о грядущем наказании погрязшей в пороке церкви и ее скором обновлении. 1486—1489 гг. - выступал с проповедями в городах Ломбардии, обличал всю Италию в грехах и грозил ей карой Господней.
Возвращение во Флоренцию. Взлет
1489 год - был возвращен руководством ордена во Флоренцию по просьбе Лоренцо Медичи. Опять начал преподавать философию новициям Св. Марка и возобновил публичные проповеди, которые теперь стали пользоваться успехом. 1491 год - выступал в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре, в том же году его избрали настоятелем монастыря Св. Марка. Обличая дурные нравы, роскошную жизнь и разврат верхов общества, Джироламо Савонарола стал конфликтовать с правившим Флоренцией семейством. Конфликт еще больше обострился при преемнике Лоренцо — Пьеро Медичи, стараниями которого в 1493 году Джироламо был удален в Болонью.
Вернувшись во Флоренцию начал проводить преобразования у себя в монастыре: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, дал распоряжение продавать монастырские имения и ввел запрет на какие-бы то ни было проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов собственноручно добывать средства к существованию, в связи с чем были открыты школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Им поощрялись занятия науками, особенно богословием, философией и этикой.
В целях наилучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Джироламо Савонаролы рос не только среди простого народа, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были знаменитые гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, известные художники Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, молодой Микеланджело и многие другие. В нем видели не простого проповедника, но — пророка, который предсказывал будущее, к примеру, французское вторжение в Италию осенью 1494 года, что привело к изгнанию Медичи из Флоренции.
1494—1495 гг. - в своих проповедях Джироламо решительно выступал за восстановление республики. После его предложения во Флоренции учредили Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти, имеющего полномочия избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти как совещательная инстанция при синьории, правительстве республики, а также была проведена налоговая реформа, которая предусматривала отчисление 10 % доходов с недвижимого имущества граждан.
Вместе с этим запретили парламенты, то есть собрания всего городского населения, которые, как считал Джироламо, могли быть удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. 1496 год - по его инициативе основали ломбард, или заемный банк с низкими процентами, целью которого было вытеснение ростовщиков, от которых требовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря его настоянию монахами Св. Марка в 1495—1498 гг. была выкуплена ценнейшая коллекция греческих и латинских рукописей, которая раньше принадлежала Медичи, ее перенесли в монастырскую библиотеку — единственное в то время доступное для общего пользования книгохранилище Европы.
Повседневная жизнь во Флоренции под влиянием Джироламо Савонаролы резко изменилась: пропала роскошь женских одежд, были прекращены азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы начали строго следить за соблюдением постов, посещать церковь, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия,. В карнавальные дни 1497 и 1498 гг. устроили сожжения «суеты» — сжигались шутовские наряды, маски, игральные кости, непристойные книги и рисунки и все то, что когда-то являлось атрибутом веселых празднеств и забав.
Отлучение от церкви. Казнь
Преобразования Джироламо Савонаролы вызывали недовольства в определенных кругах флорентийского общества. Против него стали выступать как сторонники Медичи, так и приверженцы аристократического правления, которые составляли партию «озлобленных». Их союзником стал папский Рим, который Джироламо за нравственную распущенность уподоблял Вавилону, и который напрасно старался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей.
Александр VI стал добиваться от Савонаролы прекращения проповедей. 1497 год, май - он отлучил Джироламо от церкви, на что тот отказался признавать отлучение законным и заявил о своих правах апеллировать к Вселенскому собору. 1498 год, март - под угрозой папского интердикта флорентийская синьория запретила Савонароле проповедовать. В посланиях к европейским государям он выдвигал требования передать свое дело на суд собора.
1498 год, апрель - противниками Джироламо была устроена грандиозная провокация: для того что-бы установить правоту ему было предложено подвергнуться Божьему суду — испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от реформатора, обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс», были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и смога взять монастырь Св. Марка. Монаха, заключенного под стражу, подвергли пыткам, которые, однако, не дали его гонителям необходимых признаний. И не смотря на это, 22 мая 1498 года Савонарола и два его соратника, фра Доменико и фра Сильвестро, были осуждены как еретики и приговорены к смертной казни. На другой день они были повешены, а потом их тела сожгли.





ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни