Капитолийская волчица. Легенда. История. Описание
Статуя Капитолийской волчицы
Капитолийская волчица - этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируется V веком до н. э., но это только скульптура волчицы, а фигурки братьев-близнецов согласно исследованиям проведенным в XXI в., указывают на то что они были изготовлены в XI—XIII веке н. э. (датировка скульптуры, спорна.) Скульптура изображает примерно в натуральных размерах волчицу, вскармливающую молоком двух младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Принято считать, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статую перенесли в Рим в знак слияния римлян с этими народами.Первые упоминания о Капитолийской волчице встречаются в «Естественной истории» Плиния; с его слов, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы.
Цицерон писал, что скульптура находилась на Капитолийском холме и однажды ее поразила молния; также у него есть упоминания о скульптуре «младенца, питающегося молоком волчицы».
Волчицу в Риме с древности называют «матерью римлян», а после того как статуя была перенесена, в конце XV столетия, в Капитолийский дворец, за ней закрепилось название «Капитолийская волчица».
Описание скульптуры
Бронзовую статую Капитолийской волчицы приписывают иногда мастеру Вулку. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскалом, словно защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых поместили под набухшими от молока сосками.Резкий поворот головы хищника можно встретить в изваяниях, которые предназначались для охраны и защиты каких-то сосудов или гробниц от злых сил.
Своеобразна манера мастера трактовать одни детали в скульптуре с точным уподоблением реальности, другие — предельно обобщенно и упрощенно, почти схематично. Кожа, сквозь которую на боках хищника проступают ее ребра, оскаленная пасть — убедительно достоверны, однако напряженность в передних лапах чрезмерна, и они кажутся бронзовыми подпорками. Шерсть, словно выстрижена, чтобы не скрывать очертания ребер, показана только на шее и спине; ее завитки декоративны, повторяющие друг друга. Своей формой торчащие уши уподоблены срезанным наискось цилиндрам.
В этих деталях есть проявление чувства конструктивности, которое вносит в этрусское произведение черты уже римского понимания объемов и форм. В некоторых местах на поверхности бронзовой шерсти зверя остались следы позолоты. Трактовка пластических масс в скульптуре, композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннем напряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, и настроениям, господствовавшим на рубеже VI–V веков до н. э.
Нельзя не принимать во внимание, что скульптуру, прославлявшую Ромула и Рема, создавал этрусский скульптор для его злейших врагов — римлян, может быть, как памятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики. Римляне приняли этрусскую идею — волчица охраняет благополучие города, как хищный зверь оберегает покой младенцев.
История статуи
Капитолийская волчица, но без мальчиков, упоминается в документах с самых древних времен.С IX века скульптура хранилась в Латеранском дворце. Монах-летописец Бенедикт из Соракте (X в.) пишет, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорей божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до до 1450 года.
По велению Сикста IV бронзовая статуя была перенесена в Палаццо деи Консерватори (1473 год). В конце XV века отлили бронзовые фигурки Ромула и Рема; работу приписывают мастеру Антонио дель Поллайоло.
Гравюра на дереве, которая сопровождает издание популярного в Средневековье сборника «Чудеса града Римского», изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.
Во время правления Б. Муссолини (он был большим почитателем статуи и, провозгласив себя отцом Нового Рима, рассылал копии Капитолийской волчицы: одну в 1931 году установили в Эден-парке в Цинциннати (Америка), другую отправили в Рим, штат Джорджия, третью — в Нью-Йорк) бронзовую скульптуру использовали как пропагандистский символ, который воплощал устремление нацистов возродить Римскую империю. В 1960 году изображение изваяния использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.
С XVIII века, когда скульптуру описал знаменитый немецкий искусствовед Иоганн Винкельман, ученые полагали, что легендарная скульптура является работой неизвестного этрусского мастера. В XIX веке датировку скульптуры, сделанную Винкельманом, попытались оспорить по крайней мере два исследователя, считавшие волчицу поздней, средневековой работой, но ничего не получилось.
2006 год - Анна-Мария Карруба, эксперт по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, пришла к заключению, что скульптура не могла быть сделанной ранее VIII–X вв. Все потому, что в Античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчицу же изготовили сразу и целиком.
Группой исследователей из университета Салерно во главе с профессором Адриано Ла Реджиной была подтверждена обнародованная в 2006 году гипотеза реставратора А. М. Каррубы, что Капитолийская волчица, символ Рима, была создана в XIII веке, а не в V веке до н. э., как было принято считать раньше.
Капитолийская волчица - легенда
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия — была дочерью законного царя Нумитора, которого сместил с престола его младший брат Амулий. Амулий не желал, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым планам: сын Нумитора исчез во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало ее на 30-ти летний обет безбрачия.На 4-й год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двоих сыновей. Разгневанный Амулий заключил ее под стражу, а новорожденных велел положить в корзину и бросить в реку Тибр. Но корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис.
Со временем все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Потом мальчиков подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, еще не утешившаяся после смерти собственного ребенка, приняла братьев на свое попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором, Фаустул рассказал последнему историю мальчиков, после чего Нумитор при помощи внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а братья были восстановлены в правах.
Поздней Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое необходимо выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало в скором времени приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул.
Ромул правил 37 лет справедливо и кротко, однако потом исчез. Заподозрили, что его убили римские сенаторы, но Ромул, явившись во сне римлянину Прокулу Юлию, успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом), который пользовался с тех пор всеобщим почитанием.
Кстати, случаи воспитания детей дикими животными (феномен Маугли) часто описываются в мифологии, религии и литературе.
Та самая пещера?
2007 год - в подтверждение легенды в Риме, на Палантине, как раз под развалинами дворца императора Августа, археологами была обнаружена пещера, где якобы могли находиться дети, вскармливаемые волчицей.Как удалось установить, это место расположения известного с древности храма Луперкале, посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 м. и высотой 8 м. – был обнаружен на 16-ти метровой глубине полузасыпанный землей. Из-за опасности обрушения исследования проводились при помощи зондов и видеотехники, но после работ, на которые потратили 12 миллионов евро, некоторые участки были открыты для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.
Интересные факты
• С изображениями волчицы подчас происходят разные несообразности. Так, в оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут 2-й и 4-й сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображаются у первого и четвертого сосца.• О том, что бронзовая статуя была сделана в средние века, может говорить и такой факт. Согласно утверждениям историков, в древнем Риме существовал особенный свод документов, в котором описывались реставрации всех памятников и вообще любые наблюдения за их состоянием. Упоминание о волчице в этом своде появляется лишь в X веке.
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий