Библиотека Ивана Грозного (Либерия). Мифы. Реальность
Либерия Ивана Грозного
Таинственная Либерия - книгохранилище московских царей, вошедшее в историю как библиотека Ивана Грозного. Принято считать, что она была утрачена или спрятана Иваном IV Грозным.Не раз высказывались сомнения в самом факте существования библиотеки. Поиски царского книгохранилища с перерывами безрезультатно велись несколько веков. По широко распространенному мнению, она сокрыта где-то в московских подземельях.
Тайна Либерии Грозного
Иван IV очень дорожил своей Библиотекой, в первые годы царствования он проводил за чтением много времени, но после на государя нашло некое помрачение, которое было не объяснимо ни для его современников, ни для ученых нашего времени.Страна захлебнулась в крови: поход на Новгород, Ливонская война, бегство государя в Александровскую слободу, опричнина, перенос столицы в Вологду, казни вчерашних сподвижников, оргии, переходящие в побоища.
Согласно предания, незадолго до своей смерти Иван Грозный велел спрятать Библиотеку так, чтобы никто больше не мог ею воспользоваться.
Считается, что, будучи человеком начитанным и образованным, Грозный не только знал о ценности древних фолиантов, но и об опасности тех знаний, которые запечатлены на их страницах: еретические тексты, магические заклинания, христианские апокрифы и т. д. Больше того, согласно предположению исследователей, царь с помощью оккультных знаний, почерпнутых все из тех же рукописей, наложил на Либерию заклятие: кто к ней приблизится, лишится зрения.
Еще по одной версии, заклятие наложили только на книги, содержавшие самые тайные и опасные знания. До какой степени это верно, никто не знает, потому как нет никаких доказательств, что кто-то видел тайник с книгами после их захоронения.
Государь скончался внезапно, за игрой в шахматы, и с этого времени Либерию окутало облаком тайны. В скором времени распространился слух о том, что после его смерти Библиотека исчезла.
Смутное время
Унаследовавший царский престол Федор Иоаннович был слаб здоровьем. Процарствовав 14 лет, он скончался. Если отталкиваться от версии, что царская библиотека все-же исчезла, то это могло произойти во времена царствования Федора Иоанновича. Мог ли сын приложить руку к пропаже отцовской библиотеки? На этот вопрос нет ответа. Может быть, что такое все же произошло, к примеру, царь Федор решил перепрятать Библиотеку понадежней, полностью засекретив ее местонахождение, или вовсе избавиться от книг по магии, сжечь, как еретическую литературу. Как бы там ни было но, Борису Федоровичу Годунову, венчавшемуся на царство после него, библиотека не досталась...И искать Библиотеку начали при Годунове. При этом интерес к ней проявляли, в большинстве своем, представители папы римского. Так, в столице на протяжении нескольких лет жил Петр Акудий – эмиссар Ватикана, основной целью которого были поиски царского книгохранилища. Искал Библиотеку и канцлер княжества Литовского Лев Сапега, и митрополит Паисий Лигарид, и хорватский книжник Юрий Крижанич...
Существовала ли Библиотека?
Проблема Либерии распадается на несколько вопросов, первый из которых, как это ни странно, существовала ли Библиотека вообще? О существовании значительной библиотеки русских и греческих рукописных книг, принадлежавшей московским царям XV–XVI веков, есть довольно незначительное число прямых указаний источников.Свидетельства существования Либерии
В одном из самых ранних упоминаний («Сказание» о выдающемся просветителе и философе Максиме Греке) прямо говорится, что великий князь московский Василий III (правление 1505–1530 гг.), нашел в княжеских хоромах «бесчисленное множество греческих книг», для перевода которых и был призван Максим Грек.Ядро этого собрания, по мнению исследователей, составляли остатки библиотеки византийских императоров, которые были привезены на Русь греческой царевной Софьей Палеолог, ставшей в 1472 году женой великого князя Ивана III (матерью Василия III).
Еще одно указание имеется в хронике ливонского (прибалтийского) пастора Ниеншанца, который писал, что пастору И. Веттерману, который был взят в плен во время войны Ивана Грозного за Ливонию, в 1556 году в Москве показывали книги на латинском, греческом и еврейском языках, вынутые из замурованных подвалов.
Наконец, последнее прямое свидетельство о Библиотеке, может также относится к пастору И. Веттерману, или лицу, видевшему Библиотеку при подобных обстоятельствах.
1822 год - профессор Дерптского университета Х. Дабелов сообщает, что видел в архиве г. Пярну опись латинских и греческих книг Либерии Ивана Грозного, насчитывавшую 800 наименований (!), но списал из нее только часть названий, а впоследствии ни Х. Дабелов, ни кто-либо другой из исследователей не смогли найти эту опись, из-за чего это сообщение воспринимается с недоверием. Вот, собственно, и все свидетельства о существовании Библиотеки Ивана Грозного.
Косвенные свидетельства
Имеются еще косвенные свидетельства существования библиотеки – упоминания о книгах царской библиотеки, разосланных Иваном IV по монастырям или наоборот, присланных в дар государю. В 30-е годы XX века, знаток древнерусской письменности Н. Зарубин, после обработки этих свидетельств, составил список книг, входивших в Библиотеку и насчитал 154 книги, что по меркам XVI века уже довольно много.Следующие исследования добавили новые названия к этому списку. Среди книг царской Библиотеки значительную часть, конечно, занимали церковные книги: Евангелие, Библия, Псалтырь, жития святых; однако были и другие – «История иудейской войны» И. Флавия, «Травник» (лечебник), «Космография» (книга о строении мира), какие-то «сербские», «татарские», «латинские» книги. Список Х. Дабелова указывает на сочинения Цицерона, Светония, Тита Ливия, Юлия Цезаря и других античных авторов.
Непростая была личная жизнь самодержца. 16-ти летний Иван...
Пастор Веттерман
Манускрипты из Либерии видело несколько иностранцев, и в их числе был дерптский пастор Иоганн Веттерман. Об этом стало известно к середине XIX столетия из «Хроники Франца Ниенштедта», умершего в глубокой старости в 1622 г. и лично знавшего пастора.Пастор Веттерман, который знал несколько языков, был поражен богатством собрания, в котором находились «Записки о галльской войне» Цезаря, кодексы императоров Феодосия и Юстиниана, «Итхифалеика» и «Энеида» Вергилия, поэмы и оратории Кальвуса и многие другие манускрипты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Дальше в списке рядом с Полибием, Аристофаном и Пиндаром упоминаются имена уже вовсе утраченных авторов – Гелиотропа, Зомарета, Замолея и других.
Рукописи не горят?
Многие из исследователей полагают, что книги из Библиотеки Ивана Грозного могли погибнуть во время московского пожара в 1571 г., когда столица выгорела почти дотла. Правда, другие историки считают, что Либерия исчезла позднее – во времена польского нашествия в 1612 г. Осажденные в Кремле поляки голодали и в поисках еды они обыскали все кремлевские подземелья. Может быть, что в одном из тайников шляхтичи обнаружили хранилище древних рукописей и…В 1626 и 1730 годах огонь небывалой силы бушевал в самом центре столицы – в Кремле и Китай-городе. Если из-за этих пожарищ до наших дней дошло не больше 10% документов государственного архива XVI века, то что говорить о Либерии? И здесь на помощь сторонникам существования Библиотеки приходит свидетельство о замурованных подвалах...
Царевна Софья и тайна подземелья
Историк Иван Забелин, из архивных записей извлек один весьма любопытный документ. 1682 год - (почти спустя 100 лет после смерти царя и через 70 лет после польского нашествия) государьев дьяк Василий Макарьев, исполняя секретное поручение правительницы Софьи Андреевны (знавшей о Библиотеке), спустился в подземелье под Тайницкой башней. Продвигаясь через многие переходы, он добрался до Троицкой башни, рядом с которой оказался подземный ход (3 х 3 метра), в котором была закрытая дверь с тяжелыми замками, а над дверью было 2 окошка с железными решетками. Осветив через окошко внутреннюю часть камеры фонарем, дьяк увидал, что она до самых кирпичных сводов заставлена коваными сундуками.
В истории это одна из самых зловещих и таинственных фигур. Ему приписывают...
Василий Макарьев был убежден, что отыскал пропавшую Либерию, и, выбравшись наверх, обо всем сообщил царевне Софье. Она с вниманием выслушала его и велела ему молчать и хранить тайну до самой смерти.
Царевна Софья осознавала, какую ценность представляет библиотека Ивана Грозного и что в случае победы над братом (Петром 1) она будет обладать рукописями и манускриптами, за которыми так охотятся ученые из Европы. Она не доверяла дьяку В. Макарьеву и отдала приказ замуровать вход в тайник, чтобы вскрыть его впоследствии – когда она завладеет короной. Но из истории нам известно, что вместо царских палат Софья была заточена в Новодевичьем монастыре.
Перед смертью дьяк В. Макарьев поведал о сундуках с книгами пономарю Конону Осипову, и тот также решил заняться розыском библиотеки. 1718 год - он отыскал лаз в подземелье, но тот уже был завален землей. Когда землю удалось расчистить, открылся вход в туннель, но продвижение внутрь его грозило обвалом и дальнейшие исследования подземелья прекратили.
1724 год - упрямый пономарь добрался из Москвы в Петербург и сообщил о тайном подземелье и находке дьяка В. Макарьева Петру I: «Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, а в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками… А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи, в кольце проемные, замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые, и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Петр I велел найти кремлевские тайники, и опять Конон Осипов искал усердно, но подземный ход, исследованный В. Макарьевым, был затоплен водой, а поиски другого входа в туннель оказались безуспешными.
Продолжение поисков
Поиски возобновили лишь в 1894 году под руководством директора Оружейной палаты князя Н. С. Щербатова, однако они были недолгими и никаких определенных результатов не дали. Тогда же возникла научная дискуссия о судьбе Библиотеки Ивана Грозного, продолжающаяся и сегодня. Скептиками было выдвинуто несколько вполне заслуживающих доверия версий о судьбе Либерии. Кроме того, что царское книгохранилище могло сгореть в пожаре, оно могло попросту раствориться в позднейших книжных собраниях или быть расхищенной во времена польской оккупации Москвы в 1610–1612 годах.
Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком...
Одним из ярых сторонников существования Либерии Ивана Грозного в подземельях Москвы был археолог И. Я. Стеллецкий. На протяжении долгих лет он самоотверженно исследовал московские (и не только московские) подземелья, а в 1933 году получил от самого Сталина разрешение на проведение раскопок, которые были начаты по предполагаемому маршруту В. Макарьева от Арсенальной башни. Ход раскопок, по мнению Стеллецкого, доказывал правоту его взглядов. Однако меньше чем через год работы прекратили и Стеллецкий, как он считал, остановился на пороге открытия.
Вопрос поисков Библиотеки, как ни странно, не столько научный, сколько политический. Библиотеку Ивана Грозного искали не только в Москве, а в других городах. Исследования с использованием сложной аппаратуры проводились в Александровской слободе общественным объединением «Штаб поисков Библиотеки Ивана Грозного» под руководством Г. Л. Стерлигова, одного из первых послеперестроечных магнатов. И опять книги не найдены, хотя результат исследований любопытен – найдены значительные пустоты под соборами слободы и широкий подземный тоннель, идущий от бывшей опричной резиденции Ивана Грозного.
Интерес к Либерии время от времени вновь возникает в прессе. Появляются новые планы поисков, некие общественные группы, самозванцы, достоверно знающие, где сокрыта Библиотека. Однако Либерия Грозного по-прежнему оберегает свою тайну…
ред. shtorm777.ru
Источник
Комментарии
Отправить комментарий