Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего

Аристотель Фиораванти - создатель Успенского собора

Аристотель Фиораванти (рожд. 1415 г. — смерть около 1485 г.) — один из крупнейших итальянских инженеров и архитекторов XV столетия. В 1475—1479 годах возглавил строительство Успенского собора, занимался его проектированием. Родился в городе Болонье, в семье потомственных зодчих. В качестве начальника артиллерии и военного инженера принимал участие в походах на Новгород, Казань, Тверь.

Возведение нового Успенского собора

Предыстория
1472 год - по велению Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте обветшавшего кремлевского храма, который был построен в 1326–1327 гг. при Иване Калите, начали строить новый Успенский собор. Однако возводимые русскими мастерами каменные стены постоянно разваливались как карточный домик, а когда до завершения строительства уже вроде бы оставалось совсем немного, собор рухнул полностью.

Мастера лишь сокрушались и пытались оправдаться, что им мешает проклятие, нависшее над местом строительства – Боровицким холмом. Ранее холм назывался Ведьмина гора, и складывалось такое впечатление, что нечистая сила противится строительству православного храма. Но жена князя Софья Палеолог уверяла, что дело тут не в проклятиях и что следует пригласить настоящих мастеров из-за границы. Князь послушал супругу и велел подыскать ему хорошего иностранного зодчего.
Русский посол в Италии Семен Толбузин смог уговорить зодчего Аристотеля Фиораванти поехать в далекую холодную Московию. На своей родине архитектор прославился тем, что каким-то невероятным образом выправлял покосившиеся башни и перемещал целые здания с места на место. К примеру, в 1455 г. он смог передвинуть колокольню Святого Марка в Болонье со всеми колоколами, за что городским советом ему было присвоено звание старшины ложи каменщиков Болоньи и назначил пожизненное обеспечение.
Однако такого рода деяния лишь укрепляли репутацию зодчего как мага и чернокнижника. Неудивительно, что инквизиция собирала на него материал, дабы судить за колдовство. Вначале он был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Как выяснилось обвинение было ложным, но все эти неприятности привели к тому, что Аристотель Фиораванти весьма быстро согласился на предложение русского посла.
Фундамент на костях
60-ти летний зодчий прекрасно знал, что устойчивость здания зависит от качества его фундамента. Потому остатки стен он велел снести, а после того как обследовал местность приказал выкопать глубокие рвы в основании будущего собора и забивать туда дубовые сваи. Во время раскопок рабочие нашли множество костей и несколько каменных языческих идолов. Это служило подтверждением слухов о том, что на Ведьминой горе ранее было языческое святилище, где практиковали человеческие жертвоприношения, а рядом находилось кладбище колдунов.
Когда Иоанн увидел найденного строителями большого каменного идола, он велел расколоть его на мелкие кусочки и утопить в Москве-реке. Возможно, кости и идолы, находящиеся в земле, и служили проводниками нечистой силы, кто знает. Но после того как они были извлечены она утратила свое могущество.
Освящение храма
Начинать постройку Успенского собора Аристотель Фиораванти не спешил. Зодчий понимал, что необходимо считаться с обычаями и вкусами русского народа, и не стал переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Потому, после окончания закладки фундамента, он какое-то время путешествовал по стране, знакомясь с древнерусским зодчеством.
Возведенный Фиораванти собор был не только красивым, но и крепким. 1479 год, 12 августа - собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.
Вклад в развитие Руси
Фиораванти разрабатывал план нового каменного Кремля с сетью подземных ходов, а вместе с этим отливал пушки и колокола, в значительной степени продвинув развитие на Руси артиллерии и монетного дела. Но при этом архитектор не переставал заниматься и алхимией, для чего оборудовал для себя приличную лабораторию.
Опала
Несколько раз мастер пытался уехать на родину или в Литву, однако Иоанну очень не хотелось отпускать его, он опасался что тот может раскрыть врагам секреты укреплений и тайников Московского Кремля. А поэтому все увеличивал и увеличивал жалование архитектору. Но когда итальянец завершил свою миссию и выстроил каменный Кремль, великому князю, как видно, захотелось компенсировать свои расходы. Зная из донесений своих шпионов о том что зодчий занимался алхимией, Иоанн начал требовать, чтобы тот рассказал ему секрет философского камня, при помощи которого можно превращать свинец в золото.
Проклятие Аристотеля Фиораванти
Согласно предания, итальянец раскрывать секрет отказался. Тогда великий князь велел заточить несчастного в одной из подземных темниц Кремля. В ответ Аристотель проклял великого князя, его детей и всех других русских властителей, которые будут править из Кремля. Получив это известие Иоанн разгневался и распорядился навечно замуровать зодчего вместе с его алхимическими приспособлениями и черными книгами.
– Пусть теперь попробует выбираться при помощи своей магии, – усмехнувшись заявил Иоанн.
Но проклятие итальянского архитектора оказалось не пустым звуком. И оно стало «работать» в самых различных формах. В первую же ночь после того, как бедолага был замурован, разразилась ужасная гроза и молния ударила в маковку построенного им собора. После в Кремле начали происходить разные несчастья и бедствия. А самого великого князя замучили ночные кошмары. Когда в палатах сгущалась тьма, ему мерещился осуждающе смотрящий на него призрак изможденного, когда-то приглашенного им самим, итальянского зодчего.
Иоанн III обратился за помощью к знахарям, которые посовещавшись объявили, что есть лишь одно средство избавиться от призрака. Необходимо вскрыть темницу мастера, вбить ему в сердце осиновый кол, а после сжечь его тело.
Великий князь так и поступил. Но когда темницу вскрыли, то с удивлением увидели, что останков там нет. Каким-то невероятным образом архитектор исчез из каменного мешка. Конечно, священники заявили, что без нечистой силы тут не могло обойтись, и Фиораванти уволок к себе в ад сам дьявол.
Однако, как видно, забрал он лишь телесную оболочку, потому как душа итальянского мастера продолжает неприкаянно скитаться по лабиринтам Кремля. Будто напоминая о проклятии, привидение итальянца является русским правителям перед их смертью. Ходили слухи, что одной из причин, побудивших Петра 1 перенести столицу из Москвы в Петербург, было желание не встречаться с призраком итальянского зодчего и избежать его «семейного» наказания.





Ю. Подольский
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни