Катастрофа Челленджера. Причины взрыва шаттла


Катастрофа шаттла «Челленджер»

1986 год, 28 января – самая трагическая дата в истории американской астронавтики. В тот день взорвался шаттл «Челленджер». Погибло 7 находившихся на борту корабля астронавтов. Что же произошло? И по какой причине были проигнорированы предупреждения об опасности?

Из истории «Челленджера»

Строительство шаттла «Челленджер» было начато в 1975 г. Этот корабль многоразового использования («спейс шатл») назвали в честь английского военно-научного судна XIX столетия. 1983 год, 4 апреля - он совершил свой первый полет в космос выполнив после этого еще 9 успешных полетов. 1986 год, январь - десятый старт стал для космического челнока «Челленжер» роковым. Тысячи зрителей, наблюдавших за взлетом шаттла, увидали, как спустя несколько десятков секунд после старта огненный шар взметнулся в голубое небо над Флоридой.

Накануне катастрофы

1986 год, 28 января - для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал утро началось с предполетных хлопот. В очередной раз они перепроверяли космический корабль «Челленджер» для еще одного, как предполагалось, рутинного полета за пределы земной атмосферы. Казалось, для выполнения намеченных целей полета все было подготовлено хорошо. Перед экипажем стояла задача запустить в космос спутник связи, который стоил 100 миллионов долларов, и провести несколько экспериментов на борту корабля.
Астронавтам было необходимо замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить степень воздействия невесомости на развитие 12-ти куриных эмбрионов. Семь космонавтов, в их числе и Криста Маколифф – учительница начальной школы, которая завоевала право на участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по всей Америке, – получали последние инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и представители СМИ собрались вокруг массивного стартового комплекса в ожидании волнующего зрелища. Никто из них и предположить не мог, что спустя несколько секунд после начала впечатляющего подъема ракеты произойдет невероятное – «Челленджер» взорвется, образовав огненный оранжево-белый шар. Все астронавты погибнут, а американская космическая программа будет пущена под откос на целых 3 года.

Взрыв «Челленджера»

Невероятно, но в Хьюстоне, где располагалась контрольная комиссия, официальный ведущий не смотрел на телевизионный монитор. В то время его взгляд был устремлен в заранее составленный текст, программы полета шаттла. И он говорил не о том, что уже произошло, а о том, что должно было происходить с космическим кораблем в соответствии с графиком полета и написанным текстом. «Одна минута пятнадцать секунд. Скорость корабля 2 900 футов в секунду. Пролетел расстояние в 9 морских миль. Высота над землей – 7 морских миль». Для миллионов пораженных увиденным телезрителей его слова звучали как заклинание. Вдруг ведущий замолчал и спустя минуту упавшим голосом сказал: «Как нам только что сообщил координатор полета, шаттл «Челленджер» взорвался. Директор полета подтвердил это сообщение».

Национальная трагедия

Американцев потрясла катастрофа шаттла Челленджер. За последние 25 лет американские ученые и астронавты совершили 55 космических полетов, и их успешные возвращения на Землю воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Многим казалось, что в США почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, сможет слететь в космос. Маколифф, веселая и энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном этой новой эры. Остается только пожалеть, что эта прекрасная эра смогла просуществовать лишь считанные мгновения.
Подвергшись суровой 3-х месячной тренировке, Криста Маколифф была готова совершить свое фантастическое путешествие. Ей надо было провести из космоса два 15-ти минутных урока для школьников, которые должны были транслироваться по телевидению на весь мир. Кристе предстояло объяснить детям, как работает космический корабль, и рассказать им о значении космических полетов. К огромному сожалению, ей не довелось воспользоваться этим шансом и провести занятия, которые вошли бы в историю просвещения.
Вряд ли трагедия «Челленджера» где-либо прозвучала громче, чем в Конкорде, родном городе Кристы Маколифф. Ведь там, в школьной аудитории, собрались перед телевизионным экраном ее коллеги и ученики, хорошо знавшие ее. Ах, как они ждали ее выступления, как надеялись, что она сможет прославить их городок на всю Америку! Когда распространилась трагическая весть о трагедии «Челленджера», все 30 тыс. жителей города погрузились в траур, как и вся Америка. «Люди застывали на месте, – говорил впоследствии один из земляков Кристы. – Было такое чувство, будто умер член семьи». Через несколько часов после трагедии американский президент Рональд Рейган попытался утешить американцев проникновенной речью. По советскому радио были переданы соболезнования американскому народу. В Москве объявили, что именами 2-х женщин, погибших на шаттле, – Маколифф и Резник названы два кратера на Венере.
В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за американских астронавтов, сказав, что трагедия вызвала чувство глубокой печали в его душе. Премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер с грустью заметила, что «новые знания иногда требуют в жертву самых лучших людей».

Поисковые работы

В то-же время на мысе Канаверал команды береговой охраны США и НАСА приступили к поиску обломков шаттла. Довелось ждать еще почти целый час после катастрофы, потому как осколки все продолжали падать. Район поисков охватывал около 69-ти тыс. квадратных миль Атлантического океана. Несмотря на грандиозную силу взрыва, поисковики нашли на удивление большие обломки, разбросанные по океанскому дну, в том числе и секцию фюзеляжа «Челленджера».
Что же до астронавтов, то поступающая о них информация была противоречивой. Вначале считали, что команда погибла сразу, во время взрыва. Однако после проведения интенсивных исследований эксперты НАСА допустили, что есть вероятность того, что астронавты пережили взрыв и жили до тех пор, пока кабина не ударилась об океанскую поверхность.

Причины катастрофы Челленджера. Версии

Экспертам надлежало решить сложнейшую задачу: установить причины катастрофы. В распоряжении экспертов был фильм, снятый 80 телевизионными камерами НАСА и 90 камерами, принадлежащими СМИ. Кроме этого, существовали миллиарды зафиксированных компьютерных сигналов, которыми обменивались обреченные космонавты с центром управления полетов. И наконец, к тому времени были собраны обломки «Челленджера».
Проанализировав собранные данные, изначально учеными было выдвинуто несколько версий произошедшего. Одна из них состоит в том, что лед, образовавшийся на стартовой площадке накануне запуска, мог повредить огнеупорное покрытие шаттла. Перед вылетом космический челнок был проверен так называемой «ледовой командой» НАСА на возможность потенциально опасного обледенения. Впоследствии выяснится, что один инженер из компании «Рокуэлл» в Калифорнии, который наблюдал за действиями «ледовой команды» при помощи специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию с настоятельным требованием отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения. Однако информация о ненормальных «пятнах холода» на ракете челнока как-то была упущена из виду.
В качестве еще одной версии катастрофы «Челленджера» рассматривался тот факт, что за несколько дней до вылета челнока стрела подъемного крана случайно повредила внешнюю изоляцию его топливного бака. Однако эксперты НАСА утверждали, что краном был зацеплен не сам бак, а только пусковое оборудование.
В скором времени версии и предположения сосредоточились на возможной аварии топливного бака или на одной или обеих ракетах-носителях. Исследователи уточнили, что каждый такой узел комплекса был способен вызвать взрыв. Взрыв мог произойти и из за утечки топлива через лопнувший шов главного топливного бака.
Специально созданная комиссия стала с пристрастием допрашивать высших должностных лиц НАСА и инженеров компании «Мортон тайокол» – поставщика ракет-носителей на твердом топливе, которые, предположительно, могли привести к катастрофе «Челленджера».

Почему не отложили запуск шаттла?

То, что удалось выяснить, повергло комиссию в шок. Оказывается, управляющий полетами челноков космического центра К. Р. Сайк и директор запуска «Челленджера» Д. Томас даже и не слыхали, что инженеры компании «Мортон тайокол» возражали против запуска космического корабля из-за холодной погоды на мысе Канаверал. В большинстве своем эксперты постепенно пришли к выводу, что авария произошла из-за возгорания кольца из синтетической резины, герметизирующего сегменты ракеты-носителя. Эти кольца были предназначены для того, чтобы выхлопные газы ракеты не выходили через щели в соединениях.
За день до пуска шаттла инженеры компании «Мортон тайокол» и сотрудники НАСА обсуждали возможные проблемы полета. Специалисты единодушно просили отложить запуск космического челнока. У них были опасения, что кольца от холода могут потерять эластичность и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Правда, речь шла о температуре ниже 50° мороза, а той ночью она опустилась всего до 30°. Но, как видно, было достаточно и этого.
Споры затягивались, и тогда руководство компании «Мортон тайокол» решило поддержать запуск ракеты. Глава инженерного корпуса компании А. Макдональд, который отказался подписать официальное разрешение на запуск шаттла, впоследствии вспоминал: «Я спорил с ними до хрипоты, – рассказывал он репортерам. – Однако не смог их переубедить». Казалось, руководство НАСА не интересовали предположения и предостережения, ему требовались «доказательства», что запуск может быть опасным.
Поздней против НАСА выдвинули обвинение в том, что оно, «очевидно, приняло политическое решение и поспешило осуществить пуск, несмотря на сильные возражения». Позднее руководители НАСА признали, что с 1980 г. их беспокоило состояние уплотнительных колец между секциями ракет-носителей. К примеру, во время первых полетов шаттла кольца 4 раза частично обгорали. НАСА начало применять новый тип мастики для защиты соединений. В результате кольца начали разрушаться еще быстрей. Несмотря на все это, ведущие инженеры и управляющие космическим агентством не считали изъяны уплотнителей достаточно серьезными, чтобы приостановить или отложить полет ракеты.

Заключение комиссии

Комиссия по безопасности пришла к выводам, что взрыв был вызван «падением давления в кормовом соединении правого ракетного двигателя», но вместе с этим заметила, что «была совершена серьезная ошибка при принятии решения». В пространном докладе президенту Рейгану комиссия отмечала, что руководство НАСА очень хотело поскорей вывести шаттл на орбиту из-за серии задержек, которые произошли ранее. Ведь вначале запуск планировали на 25 января. Но над аварийной посадочной полосой в Сенегале бушевала песчаная буря. Потом на мысе Канаверал шел дождь, который мог повредить огнеупорную изоляционную плитку корабля. В понедельник отказал запор наружного люка. Затем ветер, несущийся со скоростью 35 миль в час, отодвинул старт до утра.
Однако комиссия не возложила ответственность за трагедию на НАСА. Она отметила, что ряд полетов, предложенных Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства, Вашингтон никогда соответствующим образом не финансировал. Потому бюджет организации был до такой степени скромным, что денег не хватало даже на запчасти.

Прощание. Последствия

Спустя 4 дня после катастрофы американцы прощались с отважной семеркой. Под серым небом, нависшим над космическим центром, находящимся в окрестностях Хьюстона, где тренировались астронавты, собрались родственники погибших и около 6-ти тыс. сотрудников НАСА. С речью выступил президент Р. Рейган. «Жертва, которую принесли любимые вами люди, до глубины души взволновала народ Америки. Преодолевая боль, наши сердца открылись перед тяжелой правдой: будущее не свободно от потерь… Дик, Майк, Джуди, Эл, Рон, Грег и Криста. Ваши семьи и ваша страна оплакивают вашу смерть. Мы прощаемся с вами, но никогда не забудем вас».
Американский народ конечно же не забудет своих героев. НАСА, некогда служившее источником национальной гордости, подверглось длительной и тщательной ревизии. Ему вменялось в обязанность учитывать все технологические и человеческие ошибки, чтобы предотвратить катастрофы в будущем. В целом пересмотрели всю программу челноков. 1988 год, 29 сентября - США вздохнула с облегчением после успешного полета «Дискавери». Он ознаменовал возвращение американцев к полетам в космос с астронавтами на борту.




В. Скляренко
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Заговор от пьянства. Сильные. На все случаи жизни