Острожская Библия. История. Описание


Острожская Библия...

Острожская Библия - первое полное издание библейских книг Ветхого (за исключением Послания Иеремии) и Нового Завета на церковнославянском языке, которое было выпущено в 1581г. в городе Острог печатником Иваном Фёдоровым по инициативе и на деньги князя К. К. Острожского; вы­даю­щий­ся па­мят­ник восточно-славянской фи­ло­ло­гической мыс­ли и пе­чат­но­го де­ла XVI века.

Из истории

О древнем восточнославянском городе Острог упоминается еще в Ипатьевской летописи от 1100 года. К моменту приезда туда Ивана Федорова Острог был уже одним из крупнейших политических, административных, экономических и культурных украинских центров. В этом городе и была создана Иваном Федоровым знаменитая Библия – издание, известнее и прославленнее которого, пожалуй, нет во всей старопечатной славянской книжности.
Острожская Библия представляла русскую и украинскую старопечатную книгу и за рубежом: Иван Грозный (см. Иван Грозный биография), к примеру, подарил экземпляр ее Дж. Гарсею (посланнику королевы Англии), а князь Константин Острожский – римскому папе Григорию XIII. Известен экземпляр, принадлежавший королю Швеции Густаву II Адольфу.
Для тех времен тираж этой книги, по некоторым оценкам, от 1000 до 1500 экземпляров, был необычайно велик, и об издании хорошо знали современники и ближайшие потомки. Выпуск в свет первой полной славянской Библии, конечно, не мог пройти незамеченным в тогдашнем мире. Знаменитое издание Ивана Федорова было известно во Франции, где оно хранилось в Парижской королевской библиотеке. Экземпляр Острожской Библии хранился и в Дрездене – у известного востоковеда Элиаса Хуттера, экземпляры ее находились в колледжах Кембриджа, а о распространении Острожской Библии в Болгарии поведал католический епископ Петр Богдан.
В литературе описывается около 450 отдельных экземпляров Острожской Библии. На сегодняшний день сохранились (полностью или частично) около 350 экземпляров.

Создание Острожской Библии

В основу Острожской Библии был положен церковно-славянский перевод библейских книг, выполненный к концу XV столетия в Новгороде под руководством архиепископа Геннадия. Для редакционной подготовки издания Библии следовало собрать в Остроге литераторов, переводчиков и редакторов. Среди них активную роль играл и сам Иван Федоров, который не только руководил печатанием Библии, но и был одним из главных «справщиков» ее текста.
Поиски рукописей велись в Константинополе, в «римских пределах», во многих монастырях греческих, сербских и болгарских. За очень короткие сроки были сверены разные списки Библии, но лишь один из них оказался полным. Эту Библию получили из Москвы от царя Ивана Грозного, и по ней сличали греческие, латинские и славянские тексты. Острожские ученые мужи были убеждены, что перевод московского списка был осуществлен в Киеве еще при Владимире Великом, то есть за 500 лет до того.
За очень короткие сроки были сверены разные списки Библии, отобран оригинал и сопоставлен с зарубежными изданиями. Кроме этого, нужно было отлить новые шрифты – славянские и греческие, набрать текст (3 240 000 знаков), отпечатать том в 1 256 страниц, а также переплести часть тиража.
Многие из приемов художественного оформления, которые Иван Федоров применял во время создания Острожской Библии, встречались и в предыдущих его изданиях, но только здесь художественные детали и дополнительные статьи текста выступили именно в той последовательности, которая в последствии станет характерной для украинского и белорусского книгоиздания: титульный лист с рамкой-порталом, герб и геральдические вирши на его обороте, далее предисловие издателя и составителей, оглавление и в конце книги – календарные указатели и послесловие печатников.

Описание

Острожская Библия состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета, украшена ксилографической титульной рамкой, гербом князя К. К. Острожского и печатным знаком Ивана Федорова. Заставки острожского издания Библии содержат орнаментальные мотивы, которые тогда были распространены в украинской рукописной книге. Они были сделаны белым узором на черном фоне, так как Иван Федоров стремился визуально сблизить их с московской старопечатной орнаментальной традицией.
Центральная часть заставки, открывающей основной текст Острожской Библии, была оттиснута с доски из Апостола 1564 г., но ей придана П-образная форма (как в польской Библии, которая была издана в 1563 г. в Бресте). Из этой же Библии была позаимствована и форма картуша для герба князя К. К. Острожского на обороте титульного листа.

Заставки, в большинстве своем помещенные в начале каждой книги Библии, устанавливают нужные между ними паузы и облегчают чтение. Вместе с этим они выполняют и декоративную функцию, нарушая однообразие наборных страниц. По сравнению с прежними заставками Ивана Федорова в Острожской Библии форма их в значительной степени упрощена: навершия в виде шишек, листьев или плодов встречаются лишь 4 раза, а остальные украшения имеют характер четких вертикальных прямоугольников. В рисунках преобладают растительные элементы – гроздья винограда, плоды граната, цветы.
Редкой красотой и выдержанностью стиля отличаются в Острожской Библии многочисленные инициалы. У всех у них форма прямоугольников, обведенных по краям белой линией. Как и заставки, заглавные литеры в них моделированы растительными мотивами, однако симметрия (свойственная заставкам) в них нередко нарушена.
Своеобразие Острожской Библии ярко проявилось и в широком использовании вязи: ею набрано 78 строк, при этом отдельные заглавия выполнены вязью красного цвета. При издании этой Библии Иван Федоров использовал бумагу 18 разных бумагоделательных мастерских, польских и украинских, а всего в ней использовано 50 водяных знаков, многие из которых были знакомы и по другим изданиям русского первопечатника. Это, к примеру, герб «Элита» – мастерской украинского села Лифчицы, герб «Топор» – характерный для мастерской Тенчиньских и другие.
Фигурных гравюр в этой Библии нет, она оформлена строго и просто. Однако, как сказал известный книговед А. А. Сидоров, «в ней есть все достоинства – и типографские, и наборные». Недаром М. Андрелла-Оросвиговский, закарпатский писатель XVII столетия, утверждал, что «един листок» этой книги «он не дал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру». А потом к этому перечню добавил еще несколько городов, стран и народов. А Йозеф Добровский написал одному из своих друзей: «Я отдал бы половину своей библиотеки за «Острожскую Библию».



Н. Ионина
ред. shtorm777.ru

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Октябрьская революция. Кратко. Причины. Ход. Итоги

Отечественная война 1812 года кратко. Причины. Ход. Итоги

Революция 1905-1907. Причины. Ход. Итоги