Тиауанако
Тиауанако (Боливия)...
Тиауанако - руины древнего города доинкской цивилизации индейцев (конца I-го тыс. до н. э. — I-е тыс. н. э.) на севере современной Боливии, в 15-ти км к югу от озера Титикака, через которое проходит современная граница между Перу и Боливией. Развалины Тиауанако занимают площадь 4,2 кв. км.
Раскопки на городище велись различными экспедициями с конца XIX века. Памятники монументальной каменной скульптуры и архитектуры: Ворота Солнца, развалины архитектурного комплекса Каласасая, пирамиды Акапана и др. Найдены: керамика высокого качества, предметы из меди, серебра и золота, на более поздних поселениях — из бронзы.
Строения
Именно там, в Тиауанако, находится один из самых удивительных памятников индейской культуры всех трех Америк – известные на весь мир Ворота Солнца, вытесанные из огромной монолитной глыбы андезита, весящей около 10 тонн, примерно 3 метра в высоту и 4 в ширину. Сегдняшнее название памятника условно и к почитанию дневного светила он, может быть, не имел никакого отношения.
Никаких жилых зданий в Тиауанако не найдено. Сам культовый центр состоял из 4-х главных построек, которые расположены на небольшой площадке – 500 х 1000 м. Первая из них, Акапана, представляет из себя ступенчатую пирамиду 15-ти метровой высоты. От нее сегодня остался только холм с вымощенной 200 метровой площадкой основания, к которой когда-то вели ступени.
Рядом с Акапаной находится Каласасайя – широкая площадь, которая ограждена рядом каменных колонн. Тут было здание, которое стояло на 2-х расположенных друг на друге прямоугольных террасах. Знаменитый исследователь Тиауанако, немецкий археолог Артур Познанский, считал его развалинами «главного дворца». Стены «дворца» представляют из себя массивные прямоугольные монолитные столбы, промежутки между которыми когда-то заполняла каменная кладка.
Познанский полагал, что Каласасайя – это постройка, которая предназначалась для астрономических наблюдений и вычислений, «гигантский каменный календарь». Ее часто называют «индейским Стоунхенджем» (см. Стоунхендж. Великобритания). Именно на территории Каласасайи располагаются легендарные Ворота Солнца. В Тиауанако сохранились и другие интересные ворота, к примеру Пума Пунку (Врата пумы), построенные из каменных блоков весом больше 150 т.
Одно из самых загадочных сооружений Тиуанако – полуподземный храм, углубленное на 1,7 метра в землю, почти квадратное (28,5 х 26 м) в плане здание. По всему периметру стен через равные промежутки стоят огромные каменные столбы, участки между ними заполнены гладко обтесанными плитами меньших размеров. В стены храма были вмурованы каменные головы которые выступали из кладки, а в центре стояли изваяния божеств (во время раскопок их нашли поваленными).
В Тиауанако, этой «мегалитической столице» Южной Америки, сохранились большие каменные монументы (которые представляют из себя нечто среднее между статуями и стелами), а также самые большие каменные статуи доколумбовой Америки, превосходящие по размеру даже гигантские каменные головы ольмеков (см. Ольмеки. История цивилизации) и названные по именам открывших их ученых «Монолит Беннетта» и «Монолит Понсе Санхинеса».
Монолит Беннетта высотой 7,5 м и весь покрыт сложными рельефными изображениями. Когда-то эта статуя была главным идолом полуподземного храма, исследованного американским археологом В. Беннеттом. Можно лишь гадать, какими приспособлениями пользовались в древности индейцы, чтобы перетащить такой тяжелый каменный блок от карьера к храму.
Вместе с монолитом В. Беннетт нашел в 1932 г. на полу полуподземного храма несколько изваяний размером поменьше. Все они лежали рядом. Наиболее интересную статую назвали Бородатый идол; вокруг его рта намечено что-то вроде бороды и усов. Как потом выяснилось, Бородатый идол – древнейшее изваяние в Тиауанако, вот только борода его оказалась на самом деле не бородой.
История Тиауанако
Тиуанако - на языке инков «Мертвый Город». Так он был назван уже в сравнительно позднее время, когда там побывал Майта Капак – 4-ый правитель империи инков (см. Империя инков). К тем временам город давно опустел, однако его заброшенные святилища не переставали вызывать удивление и трепет. Инки не знали, кто и когда построил Тиауанако. Но они верили в то, что такие величественные сооружения мог возвести только кто-то исключительный и могущественный. В глазах инков таким мог быть лишь Кон-Тики Виракоча – их верховный бог.
Культ Виракочи имел широкое распространение среди индейцев задолго до того как образовалась империя инков. Главный центр поклонения Виракоче был Тиауанако. Именно там, согласно легендам, Виракоча сотворил Солнце, которое, по мнению индейцы, стало родоначальником династии инкских императоров.
Расцвет тиауанакской культуры
Период расцвета тиауанакской культуры приходится на III – Х вв. н. э. В те времена Тиауанако был своеобразными «южноамериканскими Афинами» – центром яркой индейской культуры, влияние которой с середины I тыс. н. э. распространялось не только на все горное Перу, но и на многие прибрежные районы: от эквадорских границ до северного Чили. Везде на этой территории можно встретить образцы орнамента, изначально характерные только для Тиауанако, и мотивы, взятые с легендарных Ворот Солнца.
Исчезновение цивилизации тиауанако (версии)
Археологами было установлено, что культура Тиауанако могла исчезнуть приблизительно в XII в. Вероятно, что перемены были внезапными: пустеют как столица, так и провинциальные центры этой культуры. Отделку Ворот Солнца даже не сочли нужным или возможным закончить. На сельских поселениях жизнь какое-то время еще теплилась, но в скором времени заглохла и она.
Принято считать, что возможной причиной падения Тиауанако стало колоссальное землетрясение, произошедшее в XI–XII вв. Воды озера Тиауанако вышли из берегов и затопили город. Вместе с этим на него обрушилась лава разбушевавшихся вулканов. Гибелью столицы были вызваны братоубийственные войны, довершившие развал страны. Просуществовав около 1000 лет, культура Тиауанако угасла, уступая место набирающему силу инкскому государству.
Такая версия не является единственной. Археологами было замечено, что после гибели тиауанакской культуры в горных районах Анд распространилась очень грубая керамика, вовсе не похожая на прежние местные сосуды. Известно, что пришедшие сюда инки столкнулись в горах со сравнительно примитивными племенными объединениями. Каналы и поля были заброшены, города лежали в руинах. К такому запустению могло привести только вторжение варваров, почти поголовно уничтоживших прежнее население.
Но что это были за варвары, откуда они могли прийти? Может быть, драматические события разворачивались так.
К середине I тыс. н. э. в долинах сложились высокоразвитые городские цивилизации – тиауанако, уари и некоторые другие. Они были и земледельцами, и опытными скотоводами. Вокруг, высоко в горах, обосновались более отсталые племена, для которых стада лам и альпак являлись основным источником существования. Но вместе с количеством скота возрастала и численность населения. Племенам становилось тесно: начались перекочевки, вытеснение одних групп другими, поиски новых пастбищ. В благоприятный влажный период горцы смогли значительно увеличить численность своих стад, но затем они оказались перед угрозой массового падежа скота и голодной смерти. Выход мог быть одним: оставить высокогорные пастбища и спуститься в долины.
Горцы обрушились на лежавшие в долинах города. Вряд ли, конечно, пришельцы могли истребить всех местных жителей. Но их напор был довольно силен, чтобы стереть с лица земли основные культурные центры. Захватив долины, горцы восприняли от прежних жителей земледельческую культуру. Процесс становления государств начался вновь и закончился образованием империи инков. Хотя эта версия еще требует дальнейшей проверки, пока только она способна объяснить загадки тиауанакской цивилизации.
А. Низовский
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий