Стереотипное мышление
Стереотип - это устоявшееся отношение к
происходящим событиям, выработанное на основе
сравнения их с внутренними идеалами. Система
стереотипов составляет- миропонимание.
Стереотипное мышление - это образ мыслей, внедрённый в сознание человека обществом, СМИ, окружением. Говоря по другому, это те мысли, которые присущи многим людям, они возникают в голове каждого человека, когда тот оказывается в такой-же ситуации, что и другие люди.
Как формируются стереотипы? Почему мы жёстко отстаиваем своё мнение, даже если видим, что оно не соответствует реальности? Что движет нами, когда мы совершаем действия, которые нам вроде бы и не выгодны, и не интересны? Так работают стереотипы. А вот как они возникают, почему так устойчиво укореняются в нашем сознании и подсознании и как можно от них избавиться, рассказываем в этой статье.
Что такое стереотипное мышление
Такое понятие как «стереотип» впервые было введено в оборот знаменитым американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 году в книге «Общественное мнение», где согласно его определению стереотип это упрощенное, заранее принятое представление, которое не вытекает из собственного опыта человека. Он основывается на опосредованном восприятии объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте».
Стереотип – личностная установка, включающая в себя и эмоциональные, и поведенческий реакции. В переводе с греческого означает «объёмный отпечаток». Большая часть стереотипного мышления формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. Мы автоматически берём их ценности и убеждения как единственно правильные, не меняя потом годы и десятилетия своей жизни. Кроме того, мы вырабатываем и собственные обобщения, которые позволяют нам адаптироваться в этом мире. При этом стереотипы могут играть как положительную, так и отрицательную роль.
Как правило стереотипы включают в себя эмоциональное отношение людей к каким-либо объектам и явлениям, так что при их выработке речь может идти не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе.
На магической силе стереотипов основывается успех коммерческой рекламы и торговых марок. Часто повторяющиеся слова и образы создают стереотипное представление об отличном качестве какого-либо товара и это представление прочно закрепляется в подсознании. Видя торговую марку («БМВ», «Адидас» и т.п.) мы не сомневаемся, что перед нами стоящий товар. Это работа стереотипа. Появилась даже целая «культура» которая эмитирует торговые марки – так, чтобы глаз не мог отличить той разницы, которая вносится, чтобы не вступать в конфликт с патентным правом. Один фабрикант из Японии даже фамилию свою изменил, стал Золинген – и стал выпускать ножи с надписью «М. Золинген». Немецкая фирма обратилась в суд – но бесполезно. Такая мимикрия, которая нам не всегда заметна, получила широкое распространение.
Если получается подтолкнуть большое количество народа видеть какое-то общественное явление через необходимый манипулятору стереотип, то тем кто не согласен становится довольно трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их не горячится, подумать, не принимать необдуманных опасных решений. Ницше писал:
«Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их. При чудовищном ускорении жизни дух и взор приучаются к неполному или ложному созерцанию и суждению, и каждый человек подобен путешественнику, изучающему страну и народ из окна железнодорожного вагона».
Большая часть стереотипов помогают людям в повседневной жизни. По Трейси (Брайан Трейси — мировой эксперт в области психологии успеха): «95 процентов всех поступков и реакций являются автоматическим, подсознательным откликом на физическую и человеческую среду».
Немыслимо представить себе, как могло бы выглядеть наше существование, если бы, всякий раз заново, нам было бы необходимо решать как вести себя на проезжей части или на концерте, на лекции в университете или в качестве болельщика на стадионе.
Но зачастую нам приходится иметь дело со стереотипным мышлением, блокирующими наше развитие и продвижение в той или иной области. Стереотипы могут проявляться как страхи и опасения. К примеру: страх, связанный с получением денег, избегание риска, страх перед переменами, боязнь успеха и т.п. Это так называемые ограничивающие стереотипы.
Как очистить сознание от мешающих стереотипов
Каждый из нас имеет много стереотипов, вызывающих положительные ощущения, и мы купаемся в них. Негативные стереотипы заставляют нас беспокоится, вызывают отрицательные эмоции.
Будет естественным то, что как в профессиональной деятельности, так и в личностном развитии, изменение ограничивающих убеждений принесёт несомненную пользу.
Плюсы стереотипного мышления. Экономят время и силы, так как включаются в режиме автопилота. Уменьшают нашу тревожность. Позволяют сохранять внутреннюю психологическую устойчивость.
Минусы стереотипного мышления. Ограничивают развитие человека. Препятствуют раскрытию его творческого потенциала. Делают человека зависимым от предрассудков и чужих мнений. Искажают адекватное восприятие действительности.
Чтобы очистить своё сознание от мешающих стереотипов, вы можете использовать довольно простые действия: Старайтесь обо всём формировать своё мнение, а не полагаться на уже имеющуюся информацию. Исследуйте «объект» с разных сторон, изучите разные точки зрения относительно одного и того же факта. Расширяйте свои знания об окружающем мире.
Чем больше мы зададим себе вопросов по конкретному убеждению, тем более ясной станет картина: наверняка, окажется, что определенное мировоззрение появилось и укрепилось в подсознании с чужой помощью и не имеет ничего общего с вашим умозаключением, основанном на личном опыте. Хотя и последнее также вероятно.
Упражнение «Есть мнение…»
Предлагаем вам использовать очень эффективное Упражнение «Есть мнение…» Это прекрасный способ для самостоятельной проработки своих ограничивающих убеждений и стереотипов.
1. На листе бумаги выпишите своё ограничивающее убеждение...
Вся статья на сайте: ПЕРЕЙТИ
ред. shtorm777.ru
Комментарии
Отправить комментарий